В принципе, причины для этого у него есть
Избрание председателем Великого национального собрания Турции (ВНСТ) ХXIV созыва представителя парламентского большинства, выдвиженца правящей Партии справедливости и развития (ПСР), бывшего вице-премьера и госминистра Джемиля Чичека породило надежды на быстрое урегулирование парламентского кризиса в Турции. Как известно, отказ депутатов от ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) принести присягу и бойкот парламентариев от прокурдской Партии примирения и демократии (ППД) все еще остаются в силе.
Шестидесятидвухлетний юрист Дж.Чичек не представляет "старую гвардию" исламистов в ПСР, лидером которых является премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Он стал членом ПСР на этапе политического взлета организации и считается умеренным консерватором, способным на компромиссы. За его избрание проголосовали 322 депутата от правящей партии. Но обращает на себя внимание одно обстоятельство: кандидатуру Дж. Чичека поддержала также оппозиционная Народно-республиканская партия, депутаты которой из-за отказа руководства партии принести присягу до освобождения содержащихся под стражей депутатов вообще не приняли участия в процедуре голосования.
Вторая оппозиционная Партия националистического действия (ПНД), которая также представлена в парламенте Турции, выдвинула кандидатуру 72-летнего депутата от Антальи Тунджи Тоская. В третьем туре, как и в двух предыдущих, за него проголосовало всего 52 депутата.
Однако сам премьер-министр сделал все возможное, чтобы "осложнить жизнь" Дж.Чичеку, для которого на посту председателя Великого национального собрания преодоление парламентского кризиса должно стать главной задачей. Без этого парламент не может принять решения политического характера для урегулирования курдского вопроса и принять на основе общенационального консенсуса новую Конституцию Турции, что была обещано ПСР народу во время предвыборной кампании.
Сразу после избрания Дж.Чичека председателем ВНСТ Эрдоган в очередной раз призвал парламентские партии и общественные организации страны к совместной работе над новой Конституцией. Но при этом сразу отметил, что новая Конституция может быть принята без участия ведущей оппозиционной партии и представляющей интересы курдов ППД, которые бойкотируют заседания парламента.
"Если мы сможем прийти к консенсусу, единому мнению с Партией националистического действия, то выполним все обязательства по разработке новой Конституции. Учитывая то обстоятельство, что Народно-республиканская партия является самой крупной оппозиционной силой в нашей стране, мы очень хотим, чтобы и эта партия участвовала в процессе. Это очень важно с точки зрения развития демократической парламентской системы", - заявил он в беседе журналистами сразу после избрания Дж.Чичека председателем парламента.
При этом он напомнил, что по турецкому законодательству парламентарии, пропускающие пять заседаний ВНСТ, могут быть лишены депутатского мандата. Далее он выразил надежду, что депутаты от НРП все же принесут присягу и начнут полноценно участвовать в работе парламента, а ППД откажется от тактики тотального бойкота. "Они заявляют, что не принесут присягу до того, пока не присягнут находящиеся под арестом их коллеги по парламентской фракции. Им не удастся сдержать это слово", - заявил лидер ПСР.
Хуже всего то, что премьер использовал при этом оскорбительную по содержанию пословицу, по сути, отрезав все пути для отступления лидерам оппозиции.
Соратники Эрдогана в парламенте пошли еще дальше. Они установили крайний срок для возвращения в парламент оппозиции.
Если представители оппозиции до 15 июля, то есть до ухода парламента на традиционные каникулы, не примут присягу, то они угрожают запустить механизм лишения их депутатского мандата.
Теоретически возможно многое, но практически - вряд ли. Да, правящая партия может "не замечать" отсутствия большей части оппозиции и попытаться принять новую Конституцию голосами ПСР и ПНД. Отметим, что расклад сил в новом парламенте, несмотря на внушительное количество набранных провластной партией процентов, не дал Эрдогану того, на что он рассчитывал перед выборами. В соответствии с пропорциональной системой распределения, число мандатов правящей Партии справедливости и развития, то есть 367 мест, не позволяет ей принять изменения в Конституцию без референдума. Все это создает предпосылки для затяжной политической игры и повышения роли ПНД, которая имеет 53 мандата в новом парламенте. Таким образом, националисты становятся "золотой акцией" нового состава Великого национального собрания Турции. Их поддержка может обеспечить Эрдогану проведение необходимой конституционной реформы.
Кроме того, необходимо учесть, что ПНД не бойкотировала начало работы парламента, как это сделали другие оппозиционные силы - НРП и ППД, хотя причины сделать это были у всех трех партий одинаковыми: избранные от них депутаты нового парламента продолжают оставаться за решеткой по тяжелым обвинениям в терроризме и попытке осуществления госпереворота.
Также можно попытаться лишить "протестантов" депутатских мандатов, что откроет путь промежуточным или досрочным выборам.
Первый вариант практически исключается, хотя бы потому, что ПНД уже отказалась от этого "щедрого" предложения премьер-министра: "Это будет не Конституция Турции, а конституция ПСР-ПНД. На это мы не можем пойти", - заявили лидеры парламентской фракции ПНД.
ПНД также не поддержала идею лишения коллег по оппозиции депутатских мандатов, что открывало бы путь для промежуточных выборов. А без поддержки ПНД пойти по этому пути - значит спровоцировать досрочные выборы, что уже является очень опасной игрой.
Да и в случае поддержки ПНД этой идеи вряд ли удастся реализовать в полном объеме мысль о промежуточных выборах. Согласно пропорциональной системе, в них будут участвовать все партии, а не только "протестанты". То есть, даже получив большинство голосов, НРП и ППД лишатся части депутатских мандатов. Словом, почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что НРП и особенно ППД откажутся от участия в промежуточных выборах и перенесут политическую борьбу на улицы. Но в этом вряд ли заинтересована правящая ПСР.
Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу после закрытого заседания парламентской группы ответил на эти угрозы: "Решение об отказе принести присягу остается в силе. Нас не сломать ни шантажом, ни давлением". При этом он ответил, что НРП готова к диалогу с Дж.Чичеком по спорным вопросам.
Сам Дж.Чичек отказался комментировать заявления соратников по партии, в том числе крайне жесткие высказывания Эрдогана. "Моя задача заключается не в том, чтобы разъединять, а, наоборот, объединять парламент вокруг общей цели", - заявил он в беседе с журналистами. Итак, возникает вопрос: почему Эрдоган, на первый взгляд, пытается спровоцировать полноценный парламентский кризис, несмотря на то, что сразу после выборов выступал с примирительными заявлениями?
По мнению аналитиков, все складывается очень просто. Цель - не досрочные выборы, а совсем другое. Ему просто необходимо время, чтобы отвлечь внимание общества от других проблем, по которым его позиции как лидера правящей партии и премьер-министра крайне слабы.
Несмотря на официальное заявление о продлении режима прекращения огня, в последние дни ПКК начала активные боевые действия, притом, кажется, по всей стране.
Боевики из ПКК на днях совершили нападение на автомобиль, принадлежащий командованию турецкой жандармерии. В результате нападения погиб капрал сил жандармерии, еще двое получили ранения. Инцидент произошел в районе Генч турецкой провинции Бингель. Террористы обстреляли военный автомобиль из длинноствольного оружия. 23-летний капрал сил жандармерии Дениз Баджанак получил смертельное ранение. Он был немедленно доставлен в военный госпиталь города Элазыг, но, несмотря на все старания врачей, спасти его жизнь не удалось. Один офицер и водитель автомобиля отделались легкими ранениями.
.