Как будет выглядеть новая дорожная карта курдов? Ответ на этот вопрос я отыскал в восточной провинции Ван в минувшие выходные. Выявились два взгляда: они будут либо наращивать "кризис присяги ", либо окончат его, чтобы продолжать борьбу в парламенте. Хотя заявления Абдуллы Оджалана, заключенного лидера нелегальной Рабочей партии Курдистана, или РПК, умеряют их, ястребы настаивают на более жесткой линии. Голуби, с другой стороны, хотели бы принять присягу на сессии 1 октября, когда парламент вновь откроется и президент Абдулла Гюль также будет присутствовать на собрании, и принять участие по разработке новой конституции.
Ястребы хотели бы продолжить кризис присяги, пока не будут освобождены парламентарии, задержанные в связи с делом Союза курдских сообществ, или КСК, и не прекращен процесс, углубляя "демократическую автономию" на юго-востоке и активизируя акты гражданского неповиновения. Они считают, что этот процесс может быть усилен за счет таких действий, как отказ идти в школу, отклонение проекта и неуплата налогов, или, возможно, организация голодовки, к которой присоединятся депутаты в Диярбакыре. Согласно их расчетам, они могли бы получить результат, привлекая внимание всего мира и, добавив иностранный вес к внутреннему государственному давлению.
Согласно интервью, которые я провел с несколькими опытными курдскими политиками, подход "ястребов" в настоящее время принимается во внимание, но не вполне совпадает с общими тенденциями. Путь возвращения блока в парламент становится все более вероятным, если усилия по формированию зонтичной партии окажутся слишком медленными, и есть огромное желание сесть за один стол с правящей Партией справедливости и развития, или АКП, чтобы подготовить проект новой конституции.
Это утверждение подкрепляется и замечанием, сделанным депутатом Айсель Туглук: "Я не вижу никакой вероятности того, что оружие бы неистовствовало, когда мы начинаем работать с другими партиями в парламенте по решению курдской проблемы и действовать совместно с АКП по новой конституции. Я считаю, что демократическое решение начнет развиваться, если государство поведет себя искренне в решении курдской проблемы".
Что произойдет, если они не вернутся в парламент? Опытные курдские политики даже не хотят думать об этом. Они указывают на опасность того, что Турция могла бы быстро скатиться обратно к хаотической ситуации в 1993 году, учитывая, что правительство при таких обстоятельствах также примет более жесткую позицию.
Прежде всего, они считают, что "дорога к разговору на языке мира, а не оружия, проходит через парламент".