В последние две недели, 20 турецких солдат были убиты группой курдских повстанцев - РПК. Более, чем четвертьвековый конфликт между группой и правительством Турции вспыхнул вновь, в то время как надежды на политическое урегулирование в Турции дали сбой. Возобновление военных действий впервые угрожает перерасти в межэтнический конфликт.
На престижном международном джазовом фестивале Стамбула, курдская певица Айнур Доган была освистана во время своего выступления. Она пела на курдском языке через несколько дней после убийства РПК 13 солдат, что было воспринято как невыносимая провокация некоторыми любителями симфонической музыки.
После того как Доган заставили уйти, некоторые зрители начали петь турецкий национальный гимн. Инцидент стал сигналом тревоги по всей стране.
"Это, по-видимому культурно самые сложные части турецкой общественности. Они знали, что на джазовом концерте кто-то будет петь на курдском языке, и они не могли стерпеть Это показывает, насколько свежи раны И это касается не только турок. Я думаю, это касается также и курдов"сказал. Соли Озел, политический обозреватель турецкой газеты "Хабертурк". Он говорит, что инцидент, который стал главной новостью Турции, является показателем поляризации между турками и курдами.
Даже в самый разгар конфликта между РПК и турецким государством в 1990-х годах, война редко угрожала перекинуться на межэтническую конфронтацию. Но за это время, миллионы курдов бежали от войны на юго-востоке и с тех пор живут бок о бок с турками.
Озел говорит, что правящая партия АКП сейчас стоит перед лицом опасной ситуации. "С одной стороны, АКП удалось интегрировать курдов в экономическую систему так, что у них стало больше присутствия, и это создает чувство обиды у части турки, которые уже имеют место в экономической системе. С другой стороны, по мере того как курды становятся более образованными и их становится больше в западных и южных городах, они также сильнее выражают свой гнев", сказал Озел.
Это горючая смесь взорвалась насилием в бедном пригороде Стамбула в начале июля. Район, которая называется Зейтинбурну, имеет большое курдское население - в основном мигрантов, которые приехали сюда в 1990-х. Небольшой протест курдской молодежи заставил тысяч турок выйти на улицы и атаковать любого, кого они принимали за курда.
"Я турок, я турок!" – отчаянно кричал человек, окруженный толпой, в которой многие имели деревянные дубинки.
Они были злы на большое количество турецких солдат, погибших от рук РПК, а многие - как эта женщина - теперь ненавидели всех курдов.
- Мы хотим найти решение, говорит она. Она говорит, что не понимает, почему они не могут избавиться от всех этих курдских террористов и их курдских сторонников. Сотрите их всех в порошок, , говорит она.
Эртуграл Куркчу, член парламента от прокурдской партии БДП, говорит, что его волнуют прежде всего миллионы молодых курдов, достигших сейчас зрелого возраста, чьи семьи остались травмированными и обездоленными в результате боевых действий в 1990-х.
"Их вражда к существующей практике государства, даже более резкая, чем у первого поколения. Они не без основания полны гнева. Они живут в очень суровой атмосфере, не только в смысле физических условий, (но и) духовных условий, без какого-либо уважения со стороны и правительства, и общества", сказал Куркчу.
Несмотря на рост напряженности и активизацию боевых действий между РПК и правительством, эскалация более широкого межобщинного насилия рассматривается аналитиками как некоторый новый вариант. Это, в частности, может быть связано с реализацией с обеих сторон такого насилия, которое было бы чрезвычайно трудно остановить, как только оно начнется, и которое имело бы серьезные последствия для страны для будущих поколений.