С 1972 года Турция ведет борьбу против Рабочей партии Курдистана, или РПК, которая стремится создать "независимое курдское государство." Проблема эта достаточно сложна и может быть рассмотрена с различных точек зрения, таких как этническая принадлежность, права человека и повстанчество .
Данная статья преследует две цели: первая - уточнить стратегию РПК и вторая, сосредоточенная на новой турецкой стратегии "борьбы с терроризмом". Обе стороны до сих пор основывают свои стратегии на "народе". Несмотря на различия в методах и целевых группах населения, целью всегда является "использовать поддержку народа".
Изначально РПК принимала маоистскую "стратегию затяжной революционной войны". Она обязана этим своей марксистско-ленинской идеологии, географическим условиям и ее спонсорам из восточного блока (здесь автор повторяет турецкую мифологию, изначально приписывавшую "проблему РПК" интригам Москвы: фактически маоистская идеология РПК далеко отстояла от классического советского "марксизма-ленинизма", – ред.). Цель состояла в том, чтобы дискредитировать правительство темой "насилия", после чего можно мобилизовать людей и РПК сможет создать параллельную власть. РПК частично добились этого в прошлом, и пытается сделать то же самое сейчас.
РПК была верна своей классической повстанческой стратегии до конца 1994 года. Однако она была вынуждена принять пересмотренную стратегию, когда число боевиков упало с 17000 до 5000. Точка тяжести новой стратегии тоже "народ". Таким образом, насилие получило второстепенное значение. Основная цель состояла в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые демократической политикой. В настоящее время РПК продолжает умело совмещать террор, партизанскую войну и уличные акции протеста с политической активностью. В целом, это типичный случай повстанчества.
Правящая партия Справедливости и развития, или АКП, выиграла последние всеобщие выборы с убедительной победой. Тем не менее за этой победой последовали тревожные атаки РПК. Естественно, что программа АКП отличается от таковой РПК. Как и во всех демократиях, основной целью АКП является удовлетворение избирателей, которые обеспечивают возвращение к власти. При приближении новых президентских выборов, АКП не хочет тратить свою энергию на такие вопросы, как террор, вопросы, которые являются слишком сложными и трудными для решения между периодами избирательных кампаний. Тем не менее, проблема остается.
Важно точно оценить стратегию борьбы с повстанцами Реджепа Тайипа Эрдогана. Конечная цель, как часть новой стратегии - уничтожение "гибридных действий " РПК путем активации полицейских сил - не представляется возможной в нынешних условиях, по крайней мере не предлагаемыми средствами. Однако это - действительно экономящая время и мудро подготовленная инициатива "общественной дипломатии".
Как подчеркивает Эрдоган, цель состоит в том, чтобы "управлять проблемой." Наш премьер-министр не только успешно определил суть его стратегии в последние девять лет, как "управление общественным восприятием борьбы с терроризмом", но и создал армию, которую он хочет опошлить, чтобы оплатить счет.
Как показывают последние выборы и дебаты в средствах массовой информации, Эрдоган управляет "борьбой с терроризмом" очень хорошо. Он легко может сделать то же самое и в будущем. И люди будут продолжать слушать истории успеха новой стратегии, в значительной степени представляющие собой городские легенды. Но следует иметь в виду, что история восстаний как динамических явлений, полна таких драматических рассказов о социальной инженерии.