Возвращение курдского социалистического интеллектуала и поэта Кемаля Буркая в Турцию на прошлой неделе и окончание его 31-летнего изгнания, которое началось с его судебного преследования в 1980 году, было широко истолковано как знак изменений, происходящих в Турции в отношении земли, испытывающей процесс демократизации.
Многие думают, как турки и курды выиграют от взглядов Буркая и опыта, который, как они считают, будет содействовать урегулированию курдской проблемы, в то время как усиливаются призывы к правительству ускорить свою курдскую инициативу.
Русен Чакир в "Ватан" говорит, что возвращение Буркая в Турцию представляет собой очень приятное развитие, так как, безусловно, связанно с изменением климата в стране. "Если кого то следует поздравить с этим возвращением, это определенно сам Буркай, потому что в изменении климата, сыграли свою роль курдские интеллектуалы, которые всегда дистанцировались от терроризма, такие как сам Буркай", утверждает Чакир. В дополнение к этому, говорит Чакир, Буркай также лидер старейшего прокурдского движения в Турции, даже при том что его движение за эти годы потеряло влияние. Еще один момент, на котором останавливается Чакир, состоит в том, что, по его мнению, совершенно нормально, что правительство воспользуется опытом и знаниями Буркая, но, по его мнению, если правительство хочет это сделать, оно должно в первую очередь продолжать свою застопорившуюся курдскую инициативу, которая была запущена в 2009 году, чтобы решить курдскую проблему Турции.
Орал Чалишан в "Радикале" говорит о том, каким образом Буркай может способствовать решению курдской проблемы в Турции, отметив при этом, что невозможно рассчитывать, что курдские интеллектуалы заставят РПК спуститься с гор. По словам Чалишара, Буркай, как мудрый человек из числа курдов, вполне мог бы оказать лияние на курдов в положительную сторону, так чтобы ситуация на Юге не вышла из под контроля. "Я считаю, что не только курдам, но и туркам также необходимы мнения таких разумных и уравновешенный людей, и Буркай может внести свой вклад в то, как курды и турки воспринимают мир", говорит Чалишар.
Назли Иличак из "Сабах" думает, что в возвращении Буркая в Турцию сыграли роль демократические перемены, выражая свою озабоченность по поводу возможности того, что Буркай столкнется с судебными исками в стране из-за существующих законов. Например, она говорит, что некоторые заявления Буркая могли бы быть истолкованы как его "содействие террористической организации [РПК]". Иличак говорит, что хотя Буркай на протяжении всей своей долгой жизни всегда был против насилия и противоречил заключенному лидеру РПК Абдулле Оджалану по многим вопросам, те, кто реализует Закон о борьбе с терроризмом, иногда игнорируют такие реалии.