Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил возмущение в связи с атаками Рабочей партии Курдистана, убившей ряд турецких солдат и похитившей правительственных работников. Он сказал, что его терпение на исходе. Это означает, что мы можем ожидать жестких и полномасштабных контрмер после праздников (Рамадана) в конце месяца.
В этой стране есть немного людей, которые не согласились бы, что Рамадан является месяцем сострадание и воздержание от излишеств. Но святость месяца нарушили вооруженные силы обеих сторон. В прошлом году во время Рамадана, Вооруженных сил Турции (TSK) загнали в угол и убили 10 молодых боевиков Рабочей партии Курдистана во время прекращения огня. В этом году РПК не приемлет какие-либо моральные ограничения под предлогом, что такие ценности уже давно были нарушены.
За все годы, которые мы потратили на решение этого вопроса, Турция не была в состоянии найти решение своей "курдской проблемы". Испробовав все другие способы, курды утверждают, что вооруженное сопротивление является единственным методом, возможным для достижения их прав. Сегодня их повестка дня включает в себя гораздо больше, чем основные гражданские и человеческие права, которых они были давно лишены. Они хотят автономии, и они не стесняются говорить об этом.
Однако, такие вещи могут обсуждаться в более демократическом и плюралистическом обществе. Но не в этом. Такие широкие требования и высказывания жестоко подавляются. Турция до сих пор не вышла за пределы этого порочного круга. То же касается Ирана и Сирии, которые гораздо более авторитарны. Ни одна из этих соседних стран, имеющих курдские анклавы, не готова пойти навстречу курдским требованиям автономии. Борьба продолжается.
РПК ведет борьбу в Турции, а Партия свободной жизни Курдистана (Пежак) борется в Иране. Они органически связаны и установили свою тыловую базу в горном районе иракского Курдистана, а именно в горах Кандиль.
В настоящее время Иран обстреливает регион Кандиль. Определенное намерение Ирана перекрыть это осиное гнездо получила высокую оценку турецких ястребов, которые всегда хотели, чтобы Турецкие вооруженные силы сделали то же самое.
Чувствуя, что становится жарко, руководство РПК, расположенное в Кандиле, пригрозило объявить войну против Ирана, если он продолжит бомбить Пежак. Это необычно, потому что подавляя своих собственных курдов, Иран в то же время всегда активно или пассивно поддерживал РПК в отношениях с Турцией. Но кажется, что военные лидеры РПК считают, что наступление Ирана на их жизненное пространство может оказаться вредным, и он заняли решительную позицию против этой страны. Именно в это время, известие о захвате (Карайылана – ред.) стало гвоздем новостей. Это была в большей степени иранская угроза, чем реальность. К настоящему времени все разумные люди, изучающие курдский вопрос, должны были понятьь, что захват или убийство мятежного курдского лидера не покончит с движением (или сопротивлением). Захват Абдуллы Оджалана, основателя и единственного лидера РПК, который находился в турецкой тюрьме последние 11 лет, является тому примером. Его организация ныне сильна и нетронута, как никогда. Так что весь этот шум вокруг захватов второстепенных военных командиров в то время как на очереди есть другие, не более чем психологическое манипулирование прессы, которое рождается из необходимости формировать общественное мнение для достижения псевдо победы.
Глядя с региональной политической позиции, можно увидеть, что история предоставила курдам благоприятные условия для того, чтобы обозначить свое присутствие и способствовать демократизации обществ, где они живут. Турецкое общественное мнение пришло к точке, когда оно требует решения этой гангренозной проблемы. И есть правительство, которое реагирует на это требование. Сирия в смятении. Курды уже среди оппозиционных сил. Любая политическая сделку после краха баасистского режима должна включать в себя курдов. Курдам Ирана придется ждать немного дольше, пока тиски теократического режима ослабеют, уступив место более популярной форме правления. Но в целом для курдов наступило благоприятное время, чтобы реализовать свои мечты (и права) о свободе и демократии.
Проблема в том, насколько демократическими являются курдские организации, которые борются во имя курдских прав и демократических ожиданий. Каждое убийство, совершенное в отношении людей, с которыми, как они заявляют, что они хотели бы жить в мире и товариществе, является предательством их обоснований.