Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курдовед на безрыбье: Нодар Мосаки и "езидская нация"

Просмотры5785Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-09-02

На "Регнуме" вновь появилась статья regnum.ru/news/1440435.htmlна езидскую тему, как кажется представляющая собой ответ нашу статью на "Курдистан.ру" (хотя и без прямых ссылок на нее). Это - статья старшего научного сотрудника кабинета курдоведения ИВ РАН Нодара Мосаки "Идентичность "курдов-езидов" и "езидов" постсоветского пространства".

Однако возражение г-на Мосаки своеобразное: он академически рассуждает об этнических процессах среди армянских езидов, когда мы писали о политике армянских кругов, и о том, что езиды называет свой язык "не курдским (kurdî) или курманджи (kurmancî), а "эздики" (êzdîkî)", когда мы писали об изданных в Армении официально учебниках несуществующего "езидского языка". Под конец же, мимоходом и чуть ли не в качестве постскриптума, он опровергает претензии курдских националистов к правительству Армении одним простым указанием, что в Армении никого не принуждают записываться в переписи езидом.


Описывая спор между курдскими националистами и сторонниками этнической обособленности езидов, которых он называет "убежденными езидами", Нодар Мосаки, как и следовало ожидать, берет на вооружение модный в эпоху постмодерна "конструктивистский" подход к этничности, который объявляет этносы и нации не чем-то объективно существующим, а плодом субъективного позиционирования групп людей – "воображаемыми сообществами". Поэтому, если езид считает себя курдом по национальности, то он и является курдом, если езидом – то соответственно езидом, а если "эльфом"… то эльфом. И спорить, говорит г-н Мосаки, не о чем.
Как человек ученый, Нодар Мосаки обильно цитирует классиков "конструктивистского" подхода – Эрнста Геллнера и Бенедикта Андерсона. Но тут он, собственно, попадает впросак, особенно с цитатой из Геллнера, что "на земле существует огромное количество потенциальных наций", которую он пытается отнести к езидам. Дело в том, что езиды ни реальной, ни потенциальной нацией не являются даже по критериям Геллнера и Андерсона, и создается впечатление, что читая их книги, г-н Мосаки совершенно не понял, о чем они написаны и какова авторская концепция нации и национализма.
Ведь нация по Геллнеру и Андерсону – это порождение националистической идеологии и стандартизированной "высокой" (письменной) культуры. "Соединение капитализма и техники книгопечатания в точке фатальной разнородности человеческого языка сделало возможной новую форму воображаемого сообщества, базисная морфология которого подготовила почву для современной нации" - считает например Б.Андерсон. "Именно национализм порождает нации, а не наоборот" - утверждает Э.Геллнер. Национализм же он определяет как "политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать". Пусть читатель судит сам, какое отношение имеют эти взгляды к обсуждаемому Н.Мосаки вопросу. А ведь заметьте, я привожу цитаты именно из тех трудов, на которые ссылается Н.Мосаки!  Национализм дает идею единой прошлой, настоящей и будущей судьбы, идею прежде всего политическую; но идеология "убежденных езидов" принципиально неспособна предложить езидской общности какую-то перспективу, картину яркого общего будущего. Она вся сводится к фобии в отношении курдов-мусульман, начинаясь с нее и ею же заканчиваясь. С другой стороны, у езидов нет и быть не может отдельной национальной культуры. Ряд авторов - езидов по происхождению, пишущих в разных странах на курдском языке и языках стран проживания, никоим образом не могут составлять "езидской литературы" (как единого явления); о "езидской науке", "езидском театре" и т.п. тем более умалчиваю. При этом, у езидов нет не только особой "высокой" (письменной), но даже и особой "низкой" (народной) культуры – свои песни, сказки и пр. езиды вполне разделяют с курдами-мусульманами и отличаются от них только и исключительно религиозными обычаями. При такой слабости внутренних ресурсов, езидам остается две стратегии: либо позиционировать себя в качестве конфессиональной группы внутри курдской нации, либо – конфессиональной группы внутри наций "стран проживания", что в конечном итоге ведет к ассимиляции. От выбора второй стратегии происходят и последствия, которые красноречиво описывает сам Мосаки: ""Убеждённые езиды" проигрывают борьбу в деле укрепления езидской веры, предотвращении ассимиляции (пока преимущественно культурно-лингвистической и конфессиональной, которая в ближайшие десятилетия превратится и этническую; особенно в России)".

Любопытно, что "ученый" Мосаки при этом вполне по-обывательски объясняет такое прискорбное положение недостатком полемических способностей у теоретиков езидской особости, проигрывающих богословское соревнование христианским и прочим миссионерам – не понимая, что ассимиляция езидов как раз и является совершенно неизбежным следствием попыток отгородить их от общекурдской культуры и курдской нации, и ничего, кроме ассимиляции, из этих попыток последовать и не может.
Не понимая этого, Н.Мосаки высокомерно-брезгливо смотрит на дискуссию между курдскими националистами и "убежденными езидами", которая, по его словам, "наносит большой урон" и "выставляет курдов и езидов посмешищем среди других народов" (которые, заметим от себя, едва ли и осведомлены об этих дискуссиях). А между тем, эти дискуссии как раз носят сущностный и судьбоносный для езидов характер, ибо определяют не более и не менее, как стратегию дальнейшего существования езидов в качестве особой группы. В истории езидов эти дискуссии имеют то же ключевое значение, как в истории евреев – дискуссии между сионистами и "ассимилянтами" в начале ХХ века. И вот человек, считающий себя ученым, столкнувшись с фактом судьбоносной для группы конкуренции идеологий, не видит в этом факте ничего, кроме каких-то бессмысленных дрязг, и разрешает спор на манер кота Леопольда: "ребята, давайте жить дружно!".


Это – то, что касается "конструктивистского" подхода к проблеме; но ведь кроме конструктивистского, есть еще и примордиалистский подход, рассматривающий этносы и нации как объективно данные феномены. По поводу "воображаемых сообществ" задается вопрос: а кто же их, собственно, воображает? И на каких основаниях? Есть же, скажем, объективная разница между жителем России, который воображает себя "эльфом", и жителем Китая, который воображает себя китайцем? Как известно, в XIX веке на вопрос переписчиков о национальности жители Бакинской губернии называли себя "мусульманами", а белорусские крестьяне и вовсе говорили "тутойшие" ("здешние") – значит ли это, что этнограф не имел права называть их азербайджанскими тюрками или белорусами? Равным образом специалисты как в XIX веке, так и в наше время относят езидов к курдам, что Нодар Мосаки парирует странными для полемики, претендующей на научность (но зато характерными для всякой демагогии) "моральными" доводами. "Ссылка на зарубежных (для курдов и езидов) авторов (…) в деле выяснения идентичности курдов (и "езидов"), точнее - отнесения езидов к курдам, сама по себе унизительна" говорит он, вдруг озаботившись национальной гордостью езидов. "Очевидно – продолжает Н.Мосаки, - что этническая идентичность не формируется сквозь призму взглядов зарубежных курдо- и "езидоведов" – разумеется, академические ученые-антропологи не "формируют" этносы, они описывают их, и к несчастью, ученые гораздо более видные, чем Нодар Мосаки  описывают езидов как религиозную группу курдов.

И вот, вслед за статьей Мосаки, мы приближаемся к самому деликатному моменту. Г-н Мосаки упоминает, что "в Армении и среди выходцев из Армении доля "этнических езидов" существенно выше", не давая, впрочем, никакого научного объяснения этому феномену. Он решительно выступает против обвинений армянских властей в искусственном насаждении "езидской идентичности", на том единственном основании, что в Армении во время переписей никого насильно не заставляют записываться езидом: "более 1 тысячи человек отнесли себя к курдам", сообщает он, добавляя: "очевидно, что большинство этих людей, если практически не все, являются езидами по религии". Да почему же это очевидно, г-н Мосаки? Скажите на милость, ведь в советские времена в Армении было немало курдов-мусульман, существовало курдское (а не "езидское") радио, выходила курдская (а не "езидская") газета, было курдское (а не "езидское") отделение в республиканском Союзе писателей, и вообще по переписи 1979 года курдов в Армении была 51 тысяча, а езидов (по национальности) не было demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php?reg=13 ? 20 лет спустя, в 2001 году, в Армении 40 тысяч "езидов" и 1 тысяча "курдов" docs.armstat.am/census/pdfs/52.pdf . Почему бы г-ну Мосаки научно не объяснить причины столь стремительно произошедших этнических процессов и "изменений в самоидентификации"? Получается, что г-н Мосаки либо не знает, что курды-мусульмане были изгнаны из Армении вместе с азербайджанцами в конце 1988 года (во время карабахского конфликта) - либо сознательно умалчивает об этом ключевом для нашей темы факте. Более того, под горячую руку попались тогда и езиды, которым (в качестве курдов) угрожали армянские националистические боевики, так что некоторые езиды были даже вынуждены бежать вместе с курдами-мусульманами. Но вне зависимости от того, является ли это умолчание плодом невежества или сознательной подтасовки - ни в том, ни в другом случае г-н Мосаки не заслуживает имени ученого.
А между тем, на фоне этого факта, стремительная смена 40 тысячами человек самоидентификации с курдской на езидскую перестает быть научной загадкой. При этом г-н Мосаки совершенно прав, когда говорит, что у езидов есть полная свобода: записывать ли себя в переписи в качестве езида, или курда. Свобода, говорят философы – это возможность делать выбор и нести  ответственность за его последствия. Естественно, что когда перед человеком в Армении становился выбор: идентифицировать ли себя с группой, которая пострадала от геноцида вместе с армянами, или с группой, которую армяне обвиняют в соучастии в геноциде, человек взвешивал последствия и совершенно свободно выбирал "езидскую" самоидентификацию – ну, разве за исключением совсем уже безбашенных убежденных националистов. Однако же случается, что эти люди, выехав за пределы Армении, немедленно перестают возражать против своего отнесения к курдам. Подобная метаморфоза произошла, например, с известным певцом Арамо, который в Армении идентифицировал себя как езида по национальности, а переселившись в Курдистан, стал вполне себе курдом. К сожалению, Нодар Мосаки не объяснил и даже не отметил этого загадочного факта.
При этом Н.Мосаки отчасти сам признает, что в Грузии, где у езидов не было таких проблем, как в Армении, и вопросы идентификации не стоят остро, так что большинство грузинских езидов, как бы они ни указали себя в переписи – "езидами" или "курдами", не видит принципиальной несовместимости между езидской и курдской идентичностями. Возьмем для примера портал "Езиды Грузии", показательный потому, что он внеидеологичен и целиком сосредоточен на общинных и культурных вопросах. Тем не менее, он не забывает отметить статьей то годовщину выхода первой курдской газеты то Мехабадской республики sarhad.ge/main.php?mode=3&cat=main&sub=2&lang=ru sarhad.ge/main.php?mode=12&cat=main&sub=2&id=628&lang=ru , а в опции выбора языка язык указан как Kurmancî, а отнюдь не êzdîkî.

Напомним кстати, что видный армянский иранист Виктория Аракелова также не согласна с теорией Нодара Мосаки о самопроизвольном зарождении езидской этнической идентификации среди армянских езидов. Ее ученое мнение мы уже приводили, и сейчас с удовольствием повторим, приведя еще одну цитату все в том же смысле:
"Именно благодаря усилиям армянских востоковедов езиды были признаны отдельной этноконфессиональной группой. Позже это было признано и на международном уровне. И произошло это не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств, а именно благодаря усилиям армянских востоковедов. А ведь это тоже стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, отвело от нас серьезную угрозу стать страной с "курдским фактором". ("Голос Армении", №139, 26 декабря 2006).
Ну, Виктория Аракелова по крайней мере отдает себе отчет, что и зачем она делает, а вот что и зачем делает Нодар Мосаки? Он производит впечатление человека, которого насильно заставили заниматься курдоведением и который, по этой причине, люто ненавидит свой предмет. Как представляется, его "исследовательский метод" заключается в том, что он выбирает из интернета наиболее критические суждения о ситуации в Курдистане и компонует их в совсем уже безотрадную картину, не размениваясь при этом на такие мелочи, как конкретные факты, статистика (которую он, для удобства, объявляет вовсе несуществующей) и т.п. Словом – "клуб на улице Нагорной стал общественной уборной…" Желающие могут оценить сами:       "О детской беспризорности и проституции среди курдов Турции" -

iimes.ru/rus/stat/2008/28-02-08.htm "Рынок труда и гастарбайтеры в Южном Курдистане" - iimes.ru/rus/stat/2008/15-04-08b.htm " О проблеме проведения реформ в Иракском Курдистане" - kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3696:2011-08-24-10-22-47&catid=92&Itemid=147 Пусть читатель сам делает выводы. На мой взгляд здесь наукой и не пахнет Скорее это похоже на антикурдские пропагандистские агитки.

И между тем, Нодар Мосаки считается одним из наиболее ярких наследников российской курдоведческой школы – школы, у истоков которой стояли В.Ф.Минорский и О.Л.Вильчевский, которую продолжили М.С.Лазаре и О.И.Жигалина! Верно говорит курдская пословица: "Когда в деревне нет мужчин, и петух становится Абдурахманом".


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Эрдоган пытается подражать римскому полководцу

2025-01-18 Станислав Иванов

Как известно, римский государственный деятель Марк Порций Катон старший являлся непримиримым врагом Карфагена и заканчивал все свои речи в сенате вне зависимости от повестки дня и темы своего выступления одной и той же избитой фразой: "Карфаген должен быт

Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

2025-01-12 Станислав Иванов
Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

В Иране идёт бурная дискуссия об активизации поиска путей снятия со страны ограничительных финансово-экономических санкций, поскольку экономика ИРИ оказалась в глубочайшем кризисе...

Турецкие власти провоцируют новый конфликт в Сирии

2025-01-09 Станислав Иванов

Казалось бы, в Сирийской Арабской Республике наконец-то наступил долгожданный мир, страна приступает к "залечиванию ран" и воссозданию своего государства...

Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

2025-01-08 Станислав Иванов
Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

Созданное Францией в 20-х годах прошлого столетия по мандату Лиги наций на осколках Османской империи сирийское государство получило независимость лишь в 1946 году и просуществовало сравнительно недолго (65 лет)...

Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

2024-12-31 Станислав Иванов
Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

Как показали последние события в Сирии, "арабская весна" 2011 года оказалась еще далека от своего логического завершения как по глубине политических и социально-экономических реформ в каждой из затронутых ею стран, так и по географии ее распространения...

Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

2024-12-29 Станислав Иванов
Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

К внешней политике турецких властей на сирийском направлении больше всего подходит приведенная в заголовке статьи цитата из известной басни И.А. Крылова "Лисица и виноград"...

Воспоминания для созидания правды

2024-12-27 Kurdistan.Ru
Воспоминания для созидания правды

Барие Бала в 60-е годы прошлого века, словно луч Солнца ворвался в литературу курдского народа. В течении шестидесяти лет он писал, творил, переживал горести и радости, расцветал и увядал...

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Январь
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика