Друг из Багдада, близкий к правящему политическому истеблишменту, сказал в эти дни, что лидер, желающий завоевать популярность, должен занять жесткую позицию по двум вопросам: курдам и Кувейту.
С каждым новым кризисом между "партнерами" в Багдаде и Эрбиле, а в самом Багдаде между светскими и религиозными догмами, курды все более дистанцировались от арабов.
То, как трактуют курдов в Багдаде, напоминает старые дни иракской политики.
Курды часто жалуются, что их "партнеры" в Багдаде, ведут себя так, как это делал прежний режим, приняв централизованное, единоличное правление.
Во всяком случае, курды также поощряют Багдад вести себя таким образом.
Связь между этими двумя "партнерами" была ограничена отношениями между курдским руководством и теми, кто стоит у власти в Багдаде. В частности, отношениями между курдскими лидерами и лидерами партий правящими в Ираке. И так получилось, что это религиозные партии, чье видение будущего Ирака и взгляд на мир весьма ограничены, особенно в наш современный век.
В результате переговоры между двумя сторонами были банальны и защитили нынешнюю систему власти. Все вращается вокруг текущих вопросов, ничего не говорится о будущем, потому что обе стороны имеют противоположное видение.
Курды, конечно, утверждают, что они находятся в либеральном лагере и являются естественными союзниками тех в Багдаде, кто оказался вне правительства. Но на самом деле кажется, по-другому. Светские либералы Ирака, которые, как правило, имеют такое же видение будущего, как и курды, оказались на обочине и маргинализованы.
В результате, премьер-министр и другие спокойно называли их баасистами и инструментами, утверждая, что их цели состоят в том чтобы дестабилизировать обстановку в стране и сменить режим.
Либеральное дело Ирака было значительно подорвано и маргинализовано правительством, правящей партией и их партнерами, включая курдов.
Ныне, направление, в котором движется страна, неясно - особенно, когда речь заходит о процветании ее народа, гражданских свободах, правах и свободах человека. Такие вопросы, как федерализм, гражданские права и свободы являются предметом споров.
Хотя все это – либеральные понятия и они должны быть требованиями некурдских либералов Ирака, они в настоящее время классифицируются только как курдские требования.
Курды не могут вести этот бой в одиночку. Однако мы можем видеть, что остальной Ирак объединился против требований курдов.
Главная причина этого в том, что курды дистанцировались от иракской политики и ограничивают свою энергию чисто курдскими проблемами, оставив своих естественных союзников, либералов, светские и прогрессивные силы на милость сторонников религиозных догм.
Если это отношение не изменится, и если статус курдов не изменится от пассивных наблюдателей в активных игроков в политике Багдада, курдский вопрос останется тем, что любой в правительство сможет использовать, чтобы сплотить вокруг себя светскую и религиозную поддержку.
Хива Осман, региональный директор Института исследований войны и мира в Ираке, ранее служил в качестве советника по СМИ президента Ирака Джалала Талабани