Военно-политическая обстановка в Ираке в сентябре 2011 года продолжала оставаться сложной. В различных районах страны не прекращаются теракты и вооруженные нападения, совершаемые различными экстремистскими группировками. Внутриполитическая ситуация в Ираке также остается недостаточно устойчивой. В минувшем месяце области внешней политики иракское руководство наибольшее внимание уделяло отношениям с США и соседними государствами.
Ситуация в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2011 года оставалась неустойчивой с элементами напряженности в отдельных районах страны. Так, крупные теракты имели место в Багдаде, Эль-Хаббании, Киркуке, Кербеле и Хилле. Следует подчеркнуть, что многие, причем наиболее кровопролитные теракты целенаправленно совершаются против представителей шиитской или суннитской общины.
По информации министерства здравоохранения Ирака, в сентябре число жертв среди мирного населения от различных видов вооруженного насилия в стране заметно уменьшилось и составило убитыми 125 человек (в августе – 155 человек) и ранеными 132 человека (в августе – 199 человек). Кроме того, в сентябре было убито 45 и арестовано 215 боевиков. Вместе с тем, учитывая многочисленные жертвы в результате целого ряда крупных терактов, официальные сведения о потерях среди гражданского населения вряд ли можно считать вполне достоверными.
В сентябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эт-Таджи, Эль-Мусаийб, Баакуба, Карма, Тикрит, Эль-Фаллуджа, Дакук, Рамади, Эль-Искандерия, Эт-Тармия, Эль-Хадита, Хабхаб, Дуджаиль, Абу-Грейб, Эт-Тармия, Хувейджа, Эль-Хаббания, Эр-Рутба, Удхаим, Эль-Баадж и в ряде других мест.
Обстановка в Багдаде и прилегающих к столице районах все еще остается нестабильной, с элементами напряженности. В городе регулярно совершаются теракты, обстрелы, вооруженные нападения, другие насильственные действия. В частности, продолжаются обстрелы особо охраняемой "зеленой зоны" в центре Багдада, где расположены важнейшие государственные учреждения и многие иностранные дипломатические представительства. 14 сентября в столице была совершена серия терактов, в результате чего погибли 19 и получили ранения 56 человек.
Нестабильная, с элементами напряженности сохраняется ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В соседнем Киркуке также не прекращаются теракты и вооруженные нападения, что во многом вызвано сохраняющимся в городе противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами. Так, 29 сентября в Киркуке был совершен крупный теракт, в результате которого погибли 3 и получили ранения 79 человек.
Террористы и боевики продолжают активно действовать в северо-восточной провинции Дияла и западной провинции Анбар. Наиболее крупный теракт был совершен 14 сентября в Эль-Хаббании (провинция Анбар). Он привел к гибели 26 и ранениям 70 человек.
Ситуация в некоторых районах на юге Ирака в сентябре также характеризовалась нестабильностью. Вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Кербела, Хасва, Хилла, Джебла, Эд-Дивания, Хамза, Эн-Насирия, Эль-Мудхатия, Эш-Шумашит и в некоторых других местах. Наиболее крупные теракты были совершены 25 сентября в Кербеле (четыре скоординированных взрыва, погибли 10 и получили ранения 86 человек) и 30 сентября в Хилле (погибли 25 и получили ранения более 50 человек).
В сентябре турецкая авиация вновь наносила ракетно-бомбовые удары, а артиллерия обстреливала базы и лагеря боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на территории Северного Ирака. Иранская артиллерия подвергла обстрелам на севере Ирака места расположения боевиков курдской левоэкстремистской группировки "Партия свободной жизни Курдистана", которая ведет вооруженную борьбу с тегеранским режимом. Турция обратилась к США с просьбой о размещении на своей территории ударных беспилотных летательных аппаратов "Предатор", которые предполагается использовать для борьбы с курдскими сепаратистами. Турецкое правительство сообщило о подготовке наземной операции против боевиков КРП на иракском севере. С этой целью ведутся переговоры с правительством Ирака. К границе с Ираком перебрасываются дополнительные силы войск. Усилено наблюдение за иракскими приграничными районами. Турецкие вертолеты осуществляют полеты над северными районами Ирака с задачей уточнения мест расположения боевиков КРП. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган не исключил возможности проведения совместной с Ираном военной операции против курдских сепаратистов на иракской территории в районе гор Кандиль. В то же время глава правительства иракской курдской автономии Н. Барзани считает, что проведение военной операции в Северном Ираке не поможет Турции "добиться результатов в борьбе с терроризмом".
Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных обострить противоречия между суннитами и шиитами и тем самым не помешать процессу стабилизации обстановки в стране. В сентябре шиитско-суннитские противоречия в Ираке заметно обострились. Это было связано с убийством 13 сентября в провинции Анбар (здесь население в основном представлено суннитами) 22 шиитских паломников. Иракские власти обвинили в причастности к совершению этого преступления боевиков из неназванных арабских стран, правительства которых "пытаются разжечь межобщинную рознь" в Ираке. В ответ на арест 8 предполагаемых преступников в ряде городов провинции Анбар прошли массовые демонстрации протеста под лозунгом "Руки прочь от наших братьев!" В шиитских же районах стали раздаваться призывы к мести. В город Эт-Рутба, где было совершено преступление, прибыла группа шиитов во главе с председателем совета провинции Кербела А. аль-Мусави, которая похитила 20 человек. В прошедшем месяце в ряде шиитских районов на юге Ирака активизировала свою деятельность суннитская вооруженная экстремистская группировка "Ансар Аль-Каида", связанная с международной террористической сетью "Аль-Каида". Ее боевики действуют в провинциях Кербела и Басра. В то же время на западе Ирака в районах с преимущественно суннитским населением отмечена активность шиитских экстремистских группировок. Вместе с тем, властям удалось не допустить расширения шиитско-суннитского конфликта, его перерастания в масштабное кровопролитное противостояние, наподобие того, что происходило в Ираке в 2006-2007 годах.
По-прежнему медленно, со сбоями и значительными трудностями решается вопрос о трудоустройстве бывших и действующих бойцов и командиров суннитских отрядов "сахва", которые часто подвергаются нападениям со стороны террористов и "неизвестных" лиц.
Террористы и боевики продолжают совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, военнослужащих, сотрудников полиции и служб безопасности, религиозных деятелей, судей, журналистов, преподавателей вузов, шейхов племен, иностранцев, работающих в Ираке. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети и предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений. Для обстрелов различных гражданских и военных объектов боевики используют минометы и ракеты. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.
Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, объекты вооруженных сил и МВД, представительства различных политических партий и организаций, банки, офисы иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические и другие объекты.
Продолжаются похищения людей, т. ч. иностранцев с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным "бизнесом", борьба с которым не приводит к заметным успехам.
В различных районах Ирака активно действуют криминальные элементы, в т. ч организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.
По состоянию на 1 октября 2011 года в силовых структурах Ирака числилось около 780,1 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах 208,5 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 567,1 тыс. человек, а в Иракских специальных оперативных силах – 4,5 тыс. человек.
По информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в сентябре 2011 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 75 человек, в т. ч. 33 военнослужащих и 42 полицейских (в августе – 84 человека, в т. ч. 39 военнослужащих и 45 полицейских). Число раненых составило 232 человека, в т. ч. 82 военнослужащих и 150 полицейских.
В проекте бюджета Ирака на 2012 год расходы на оборону и национальную безопасность планируются в сумме 17,1 млрд долларов (в 2011 году - 10,2 млрд долларов).
В сентябре было объявлено, что США в августе завершили поставку вооруженным силам Ирака 140 танков М1А1 "Абрамс".
Ирак в сентябре подписал контракт на закупку 18 тактических истребителей F-16C/D Блок-52. Сумма первого взноса, уже перечисленного иракским правительством, составила 1,5 млрд долларов. Как ожидается, самолеты будут поставлены Ираку в "урезанной" модификации IQ. В частности, планер самолетов будет таким же, как у последних моделей F-16, однако РЛС и вооружение не будут новейшими. В перспективе объем покупки истребителей F-16 у США увеличится до 36 единиц. Соглашение также содержит требования по обслуживанию самолетов и подготовке личного состава. В настоящее время 10 иракских летчиков уже проходят обучение в США на новой технике. Кроме того, в ближайшие годы Ирак должен получить из США 27 многоцелевых вертолетов "Белл-407".
На сегодняшний день вооружении иракских ВВС и армейской авиации состоит 158 летательных аппаратов, в т. ч. 89 вертолетов и 69 самолетов. Численность личного состава ВВС составляет примерно 7500 человек. При этом боевыми самолетами являются лишь три американских легких штурмовика типа "Караван", вооруженных ПТУР "Хеллфайр".
По информации американских военных, после ухода ВС США из Ирака имеющаяся в стране сеть РЛС будет в состоянии контролировать лишь около 60 проц иракского воздушного пространства. Американские специалисты считают, что для надежного контроля воздушного пространства Ирака на северном, северо-западном и западном направлении необходимо иметь еще две мощные РЛС. В то же время у иракцев полностью отсутствуют наземные системы ПВО.
По состоянию на 1 октября 2011 года численность американских войск в Ираке составляла около 43 тыс. человек. Американские войска размещены преимущественно на шести крупных военных базах в районе Тикрита, Киркука, Эт-Таджи (Багдада), Эль-Асада и Али. Кроме того, в Ираке работают до 7000 сотрудников частных охранных компаний, ко-торые обеспечивают охрану посольства США в Багдаде, офисы и жилье сотрудников американских государственных учреждений в различных районах страны.
В сентябре 2011 года американские войска в Ираке потеряли убитыми 3 человека (1 человек – боевая потеря, в августе убитых не было), число раненых составило примерно 15 человек. Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 октября 2011 года составили, по уточненным данным, убитыми 4795 человек и ра-неными 32195 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке остается высокой. Основная масса вылетов самолетов и вертолетов приходится на перевозки войск и грузов. Кроме того, оказывается авиационная поддержка операций иракских силовиков, ведется воздушная разведка и патрулирование.
Американские военные продолжают передачу различных объектов иракским силовикам. В отдельных случаях подразделения вооруженных сил США принимают совместно с иракцами участие в операциях против боевиков. Что касается американских советников и инструкторов, прикомандированным к иракским частям и подразделениям, то они регулярно участвуют в боевых операциях вместе с иракскими военными.
Представители вооруженных сил и разведки США настаивают на более широких полномочиях для проведения тайных операций по предотвращению распространения иранского влияния в Ираке. Эти операции могут включать в себя "более агрессивные действия" на ирано-иракской границе и активизацию мер по предотвращению контрабанды Ираном оружия. Предложение о проведении тайных операций против ИРИ в Ираке было сделано на фоне растущего беспокойства в администрации Б. Обамы в связи с попытками Тегерана в последние месяцы расширить свое влияние в Ираке и других странах Ближнего Востока, о чем свидетельствует рост контрабанды оружия, поступающего из Исламской Республики.
Таким образом, в сентябре 2011 года положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжало оставаться неустойчивым, а в отдельных районах страны – напряженным.
В сентябре 2011 года существенных изменений во внутриполитической ситуации в Ираке не произошло. Положение дел в этой сфере продолжало оставаться сложным. Негативное воздействие на обстановку в стране по-прежнему оказывают серьезные противоречия между основными иракскими политическими силами по целому ряду важных вопросов внутренней и внешней политики.
Глава правительства иракской курдской автономии Б. Салех 30 сентября призвал все политические силы Ирака прилагать больше усилий для вывода страны из кризиса, поиска компромиссных путей разрешения существующих проблем и противоречий в ходе диалога и подписания соответствующих политических соглашений. Б. Салех сообщил, что уже в самое ближайшее время руководство двух ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана – направит в Багдад своих представителей, которые подробно изложат курдское видение проблем, стоящих перед Ираком, и путей их решения. По оценке Б. Салеха, очень многие проблемы Ирака требуют радикальных и безотлагательных решений.
В прошедшем месяце в Багдаде и ряде других иракских городов (Басра, Хилла, Эн-Наджаф, Эн-Насирия, Эль-Кут, Эль-Куфа и др.) регулярно проходили демонстрации протеста, участники которых выражали недовольство социально-экономическим положением в стране и требовали от правительства скорейшего проведения эффективных реформ в интересах широких слоев населения, улучшения снабжения электроэнергией, топливом для частных электрогенераторов, создания новых рабочих мест, усиления борьбы с коррупцией и улучшения работы местных органов власти. Также раздавались призывы к отставке премьер-министра Н. аль-Малики и проведению досрочных парламентских выборов, на чем настаивает ведущий оппозиционный блок "Аль-Иракия" во главе с А. Алауи. Отметим, что в Багдаде и на юге Ирака многие акции протеста против социально-экономической политики правительства были организованы сторонниками радикального шиитского лидера М. ас-Садра.
В опубликованном в сентябре докладе экспертов "Международной кризисной группы" в Брюсселе говорится, что всепроникающая коррупция остается одной из главных угроз стабильности в Ираке. Эта проблема по праву относится к числу "наиболее чувствительных" для правительства, т. к. в значительной степени компрометирует существующую в Ираке систему власти, во многом препятствует развитию страны. В то же время в Ираке до настоящего времени и не созданы эф-фективные механизмы противодействия коррупции.
Значительные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере страны.
Представленный правительством проект государственного бюджета Ирака на 2012 год предусматривает расходы на сумму 110 млрд долларов. В частности, предусмотрено выделение значительных средств на борьбу с бедностью, улучшение систему электроснабжения, развитие коммунального хозяйства. Заместитель главы правительства Х. аш-Шахристани считает будущий бюджет очень напряженным.
11 сентября министр нефти Ирака А. К. Ляиби сообщил о прекращении Иракским Курдистаном экспорта сырой нефти без объяснения причин этого шага. Министр отметил, что в последнее время экспорт из Курдистана снизился со 150 тысяч баррелей нефти в день до 55 тысяч. Как известно, власти Курдистана подвергли критике одобренный в августе центральным правительством проект нового закона о нефти и газе и призвали парламент отвергнуть его. Курдистан не согласен с Багдадом по целому ряду вопросов, включая распределение прибыли и отказ центральных властей признать десятки контрактов, ранее заключенных регионом с международными энергетическими фирмами.
Таким образом, в сентябре 2011 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной, что является следствием продолжающейся политической борьбы и между основными политическими блоками и неурегулированности разногласий между ними по целому ряду вопросов внутренней и внешней политики страны.
В сентябре 2011года иракское руководство в своей внешнеполитической деятельности основное внимание уделяло отношениям с США и соседними государствами.
Американская администрация не прекращала попыток добиться от иракского правительства согласия на сохранение в стране ограниченного присутствия ВС США после истечения срока их пребывания в Ираке в декабре 2011 года. В Вашингтоне мотивируют это необходимостью продолжения обучения иракских военнослужащих и сотрудников сил безопасности, а также неготовностью иракской армии к защите страны от внешних военных угроз. Одновременно американская администрация утверждает, что "Соединенные Штаты стремятся к нормальным, продуктивным отношениям и тесному стратегическому партнерству с суверенным Ираком и с другими странами, подобному, по существу, тем партнерским отношениям, которые установлены у нас с другими странами в этом регионе и во всем мире".
В то же время большинство иракских политических партий и блоков однозначно выступают против продления американского военного присутствия в стране. Исключение составляют курдские руководители, которые полагают, что в случае ухода американских войск из Ирака в стране вспыхнут беспорядки на религиозной почве. Так, президент курдской автономии М. Барзани заявил 6 сентября: "Я считаю, что если американцы уйдут, здесь начнется гражданская война".
Вместе с тем, многие государственные деятели Ирака признают необходимость продолжения помощи США в деле подготовки иракской армии и сил безопасности, в т. ч. присутствия в стране ограниченного числа американских военных советников и инструкторов.
30 сентября Н. аль-Малики подтвердил, что после 2011 года в Ираке "не останется никаких иностранных войск". Но это не распространяется на присутствие военных экспертов и инструкторов, которое, по его словам, необходимо, в том числе, в связи с закупками оружия и является "естественным и нормальным". Однако движение сторонников М. ас-Садра выступает "против сохранения в Ираке каких-либо сил для обучения или чего-то подобного". Радикальные шиитские исламисты считают, что "если необходимо подготовить силы безопасности, то это можно сделать через прохождение курсов в государствах, которые не оккупировали Ирак, или путем отправки наших офицеров для обучения за рубеж".
Иракские шиитские политики выражают беспокойство в связи с возможным падением в Сирии режима президента Б. Асада. Это, по их оценкам, может привести к увеличению "политического веса" суннитов в Ираке, который они потеряли после свержения диктатуры С. Хусейна. Также шииты опасаются возможного усиления иранско-саудовского соперничества в Ираке. При этом шиитские лидеры полагают, что Саудовская Аравия, которая "видит себя бастионом суннитского ислама", никогда не примирится с руководящей ролью шиитов в Багдаде.
30 сентября премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что если ситуация в соседней Сирии продолжит "раскачиваться", перерастет в гражданскую войну или приведет к изменению соотношения сил между различными религиозными общинами в этой стране, то "весь регион будет в беде".
Король Саудовской Аравии Абдалла заявил 25 сентября, что Эр-Рияд желает видеть соседний Ирак "арабским, мусульманским, единым, независимым, уважающим все конфессиональные группы своих граждан, далеким от вмешательства в его внутренние дела политическим образованием".
В сентябре Ирак с визитом посетил премьер-министр Иордании М. Бахит. По итогам переговоров в Багдаде стороны договорились расширить торгово-экономическое сотрудничество, связи в сфере здравоохранения и транспорта. Подписано соглашение о сотрудничестве в области энергетике, по которому Ирак увеличит ежесуточные поставки нефти в Иорданию с 10 до 15 тыс. баррелей, а также будет ежемесячно поставлять для иорданских электростанций 30 тыс. тонн топлива. Стороны договорились о продолжении совместной работы на пограничном газовом месторождении Ришех. Принято решение о создании совместной комиссии, которая изучит возможность прокладки через территорию Иордании трубопровода для транспортировки иракской экспортной нефти.
Таким образом, в сентябре 2011 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка, что во многом обусловлено сохраняющейся высокой активностью экстремистских и террористических группировок. Общеполитическая ситуация в Ираке также не была достаточно устойчивой.