Сторонники курдской независимости объявили о начале вооруженного восстания против режима Башара Асада. Поводом для этого стало убийство 7 октября в городе Камышли на северо-востоке Сирии одного из лидеров сирийских курдов Машаля аль-Тамо.
По сообщениям ряда арабоязычных СМИ, этого оппозиционного деятеля несколькими месяцами ранее выпустили из тюрьмы, где он отбывал наказание за борьбу против "угнетения курдов".
По сообщениям ряда арабоязычных СМИ, убийство видного курдского политика произошло на пороге его собственного дома при невыясненных обстоятельствах. Тем не менее, с подачи западных и израильских СМИ Машаля аль-Тамо сделали еще одной жертвой "кровавого режима Асада".
Сторонники этой версии указывают на то, что убитый был одним из яростных критиков сирийских властей. Хотя, с точки зрения здравой логики, это меньше всего отвечало интересам Дамаска, взявшего курс на активное вовлечение курдов в жизнь страны.
И во многом ему это удалось. Напомним, что одним из "открытий" так называемой "Сирийской революции" стала удивительная для многих пассивность курдов, от которых многие как раз и ожидали самых активных действий против сирийского режима.
Напомним, что еще в марте, когда начался мятеж на юге в Дераа, власти направили в Камышлы дополнительные силы, опасаясь того, что курды выступят против них в числе первых.
Однако до сих пор ожидаемого курдского выступления не произошло. Аналитики отмечают, что курдские протесты 2011 года не идут ни в какое сравнение с событиями 2004 года, когда вспыхнули беспорядки после убийства семерых футбольных фанатов-курдов, подравшихся с арабскими болельщиками. Службе безопасности удалось локализовать это выступление, задержав более 2000 человек.
Читайте также: Турция: на курдском фронте без перемен
А сейчас, как указывают прозападные правозащитники, по числу "жертв революции" курдские районы заметно уступают прочим местностям Сирии. Заметим, что курды являются одним из самых крупных этнических меньшинств Сирии: их численность, по разным данным, составляет от полутора до двух миллионов человек.
Многие курды жалуются на то, будто режим Асада подавляет их культуру, не разрешая преподавать в школах родной язык, создать собственную курдскую радиостанцию, отнял земли в приграничных с Турцией и Ираком районах и арестовывал тысячи их собратьев.
В числе причин подобной пассивности следует отметить действия самих властей, которые, понимающих значение курдского вопроса в столь переломный момент. Напомним, что в самом начале выступлений Башар Асад предоставил гражданство 300 тысячам курдов. В этом же ключе следует рассматривать освобождение из тюрьмы того же аль-Тамо и некоторых других авторитетных курдских вождей, с которыми власти пытались вести диалог.
И надо сказать, что отсутствие явных мятежей в курдских районах, подобных тому, что происходили в Хаме или Дераа, говорило о том, что курс на вовлечение курдов в общесирийскую жизнь явно не был провальным. Более того, это можно было смело вписывать в список достижений режима.
Как результат — сами курды не могут определиться со стратегией в отношении происходящего. Не случайно, что большинство курдских лидеров еще недавно признавали, что у них до сих пор нет четкой программы на случай "падения баасистского режима".
Нури Бримо, пресс-секретарь Курдской демократической партии Сирии, открыто признает: "Это правда, что у нас нет единого подхода в настоящее время. И это потому, что сирийские власти сумели оторвать от нас некоторые небольшие курдские группы".
Читайте также: Можно ли подавить курдское движение?
Можно ли предположить, что при таком раскладе Асад выпустил аль-Тамо из тюрьмы для того, чтобы потом убить, заведомо зная, к каким это приведет последствиям?
Впрочем, главное здесь не уступки Асада, которые явно не могут удовлетворить курдов, мечтающих о собственной государственности. Еще одной причиной курдского "молчания" являются опасения по поводу того, что возможное свержение Башара Асада не только не приведет к воплощению чаяний курдов, но и резко осложнит им жизнь. И многие курды опасаются, что, свергнув его, они своими же руками выроют себе могилу.
Разумеется, при анализе поведения курдов нельзя не учитывать такого момента, как традиционную курдскую разобщенность. По разным данным, количество нелегальных партий сирийских курдов колеблется от 11 до 14. Многие курдские деятели вообще не признают друг друга.
Так, по словам того же Бримо, он не принимает Бадини, Салахаддина Билала и им подобных как представителей курдского народа на оппозиционных сборищах в Турции: эти "люди… являются независимыми деятелями и никоим образом не представляют курдов… Арабы очень хорошо знают, кто их представляет, и они не придают никакого значения тем курдам, которые посещают эти конференции".
Большинство курдских деятелей вообще отказались от участия в подобных "конференциях", потому что оппозиционеры-арабы изначально не намерены выполнять курдских требований.
Те же курдские деятели вроде Радвана Бадини, принимавшие участие в таких собраниях, жестко критикуют арабских противников Башара Асада за то, что "они изменили свою позицию и выступили против курдов. До начала конференции мы договорились о Республике Сирии как новом названии страны, но другие группы продолжали говорить о Сирийской Арабской Республике".
Читайте также: Курдская тень над выборами в Турции
Учитывая то, как относятся к национально-религиозным вопросам те же "Братья-мусульмане", играющие одну из главных скрипок в тлеющем сирийском мятеже, опасения курдов относительно того, что при смене режима они попадут из огня да в полымя, не так уж и беспочвенны. По признанию того же Бадини, пытавшегося выторговать для курдов место под солнцем в "Сирии после Асада", "ответы "Братьев-мусульман" на курдские требования были расплывчаты".
Впрочем, сейчас стоит ожидать того, что оппозиционеры-арабы изменят стратегию в отношении курдов. Разумеется, это не значит, что они выполнят обещанное. Реалии таковы, что практически все арабские режимы в той или иной мере подавляют национальные меньшинства. Не является в этом отношении исключением и Сирия.
К тому же стоит напомнить, что "курдский вопрос" достался нынешнему президенту в наследство от его отца, и по сравнению с соседним Ираком курдов здесь, по крайней мере, не убивали химическим оружием.
Еще один момент, который не могут не учитывать в своих действиях курды — активное участие в событиях Турции. И в частности, ее открытая поддержка арабской оппозиции.
Можно не сомневаться в том, что в случае падения режима Башара Асада она не оставит на самотек события в сирийском Курдистане. Учитывая остроту курдского вопроса в самой Турции, нельзя исключать того, что Анкара просто оккупирует эти земли. Тем более, что, по утверждениям турецких спецслужб, многие сирийские курды помогали боевикам РПК. И до сих пор мало кто из представителей курдского народа в Сирии хочет на собственной шкуре испытать все прелести "турецкой демократии".
Тем не менее, сохранение спокойствия в курдских районах Сирии не устраивало очень многих. Тем более, что до последнего времени сирийская оппозиция не могла похвастаться какими бы то ни было достижениями, кроме эмигрантских посиделок в соседней Турции. Все попытки мятежей были подавлены сирийскими силовиками со сравнительно небольшими потерями. Иными словами, без поддержки курдов выступления оппозиции теряли смысл. И кто бы ни стоял за убийством аль-Тамо, это было использовано для раскачивания ситуации.
Примечательно, что, не имея на руках реальных доказательств причастности властей к этому убийству, радикально настроенные курдские оппозиционеры предупредили режим Асада о том, что "Врата ада уже открыты для этих бандитов. Последние гвозди очень скоро будут забиты в их гроб". В частности, подобные заявления прозвучали со страниц издающейся в Лондоне арабоязычной газеты Ash-Shark Al-Ausat.
Вполне показательно и то, что не обошлись без жертв и похороны Тамо. Находящийся в Лондоне сирийский Центр защиты прав человека обвинил официальный Дамаск в том, что силы безопасности Сирии будто бы расстреляли в похоронную процессию из 50 000 человек, в результате чего погибли не менее четырех человек.
Но опять-таки, нужно ли это было самому режиму? Напомним, что все последние месяцы в самых разных районах Сирии связанные с иностранными спецслужбами боевики нападали как на мирные демонстрации оппозиции, так и на силы правопорядка, провоцируя их столкновения. И, похоже, что те же самые силы задались целью использовать курдов как таран против Башара Асада. Но вот только пойдут ли на это сами курды — очень большой вопрос.
Как всегда, в нагнетании страстей активную роль играет телеканал Al-Jazeera, который сообщил, будто сын погибшего Фарес аль-Тамо также обвинил в произошедшем сирийские власти и пообещал, что курды "не успокоятся, пока режим не будет свергнут, а Башар Асад казнен". Впрочем, до сих пор нет точной уверенности относительно подлинности подобных утверждений, поскольку к пропагандистским сообщениям Al-Jazeera уже давно нет веры.
Разумеется, многие курдские эмигранты в разных частях мира, собравшиеся помянуть аль-Тамо, скандировали лозунги: "Смерть режиму!" Но поддержат ли это их собратья, живущие в Сирии?
Правда, нельзя не отметить, что в последнее время определенное недовольство среди курдов стало нарастать. Многие из них выражали недовольство по поводу того, что сотни их собратьев до сих пор томятся в сирийских тюрьмах, несмотря на объявленную Башаром Асадом амнистию, и что якобы условия содержания отбывающих наказание даже ужесточаются.
Кроме того, по утверждениям оппозиции, в последние недели все больше курдов выходили на акции протеста в городе Камышлы и "курдском" районе Дамаска Рукн эль-Дине. Однако пока это не является явным мятежом.
До сих пор курдами руководил здравый прагматизм, во многом обусловленный инстинктом самосохранения. Однако нельзя исключать того, что определенным силам все же удастся путем провокаций вовлечь курдов в гибельное противостояние с режимом Башара Асада.