"Оджалан в центре конфликта" - так называется статья, опубликованная в "Уолл Стрит Джорнэл". "Безжалостный, гиперактивный и руководимый своим самонадеянным эго, г-н Оджалан является маловероятным посредником. Но он почитается многими курдскими националистами" - так характеризует американский журнал лидера РПК.
"Если Apo скажет "да" миру, никто в организации [РПК] не отвергнет это. Поиск мирного урегулирования без Апо нереален", сказал журналу Осман Оджалан, брат Абдуллы. Бывший лидер РПК, он был приговорен РПК к смерти после того, как вступил в противоречие с линией своего брата, и давал интервью "Уолл Строит Джорнэл" в своем доме в Иракском Курдистане.
Крупномасштабное нападение в ночь на среду говорит "прежде всего о расколе внутри РПК, между сторонниками жесткой линии, с одной стороны и ... Абдуллой Оджаланом [и его сторонниками], с другой", сказал журналу Генри Барки, профессор международных отношений и специалист по Турции в Лехайском университете (Пенсильвания, США). Целью жесткой линии является уничтожить всякие переговоры, сказал он. В июле Оджалан жаловался, что и РПК и правительство использовали его в качестве "субподрядчика".
Но его власть над воображением закаленных боевиков РПК сильна, пишет журнал. В горах Кандиль Ронаи Серхат, высокопоставленный член РПК с 20-летним стажем, "ледяным тоном предупредила, что США и Великобритания "оплатят свою долю", если что-то произойдет с лидером в то время, когда он находится в тюрьме. На просьбу описать г-на Оджалана, она смягчается, вспоминая, как она сидела с ним в кругу 150 других боевиков РПК в долине Бекаа в 1995 году. Он учил их партизанской тактике, правам женщин и философии, рассказала она.
"Мы, женщины-партизаны, между собой, мы называем его Море Любви"", сказала она.
Журнал подробно описывает жизнь и распорядок Оджалана в тюрьме на острове Имрали. Обыкновенно, его адвокаты посещают его каждую неделю, для чего требуется 6-часовой путь на пароме. Свидания происходят в комнате без окон. В ходе поездки их обыскивают шесть раз, они не могут принести ручки или бумагу, и не могут дотрагиваться до Оджалана, сказал Ибрагим Бильмез, один из юристов.
Турецкие официальные лица ведут запись встречи. Стенограммы отправляются на следующий день премьер-министру и руководителям спецслужб. Адвокаты по памяти воспроизводят слова Оджалана для распространения среди курдских информационных агентств, согласно рассказу Ченгиза Чандар, который написал доклад по этому вопросу.
Оджалан не имеет телевизора или доступа к телефону. У него есть радио, транслирующее единственный канал - государственное TRT, говорит Бильмез. Другие люди, которые его видят, не считая среднего брата Мехмета – это только члены переговорной команды правительства, переговоры с которыми закончились в июле.
Он читает постоянно. На последней еженедельной встрече, прежде чем встречи прекратились, его адвокаты принесли ему 11 книг и журналов на неделю, в том числе: "Империя" гарвардского историка Нила Фергюсона, "Женщины Византии" профессора классической истории и литературы университета Северной Каролины, и философские очерки Макса Вебера.
"Я не знаю ни одного другого такого лидера террористических организаций. В тюрьме он читает без остановок, в основном, по философии, но и по другим предметам. Он разработал почти утопическую перспективу", сказал Джават Онеш, бывший заместитель министра Национальной разведывательной организации Турции, который утверждает, что близко наблюдал Оджалана.
"Это политически рискованно, вести встречи и переговоры с Оджаланом", - сказал он. - "Но поддержание диалога является правильным".