Речь произнесена 13 ноября 2011 года,
Эрбиль, Курдистан, Ирак.
Леди и джельтмены,
Это большая честь для меня приветствовать Вас на первой Конференции по нефти и газу в Эрбиле. Еще недавно проведение такой конференции в Курдистане было немыслимо, по крайней мере, об этом невозможно было реально говорить. Я благодарю Оргкомитет конференции за проделанную работу по организации Конференции и еще раз приветствую Вас и надеюсь, что вы получите удовольствие от времени, проведенного в Эрбиле, и узнаете об истории Эрбиля, о его цитадели и культуре Курдистана.
Собрание такого большого числа выдающихся и занимающихся разными сферами деятельности бизнесменов, инвесторов-банкиров и промышленников под одной крышей свидетельствует о новом статусе Курдистана как одного из крупных участников экономического процесса как в мире, так и в самом Ираке, что помогает этой стране в целом идти вперед и добиваться прогресса.
И мы достигли прогресса. Мы видели этот прекрасный свод документов, подготовленный моим другом Гвинном Робертсом (Gwynne Roberts), он из Уэльса. Он был с нами в те тяжелые дни, когда моя страна была целью применения химического оружия и саддамовский режим в Багдаде проводил подлую политику геноцида и этнических чисток, которую оплачивал в основном нефтяными деньгами. Для нас было испытанием превратить нефть из источника зла в источник процветания, каким она должна быть.
Прогресс, который вы видите в Курдистане сегодня, может быть впечатляющим, но понять его можно только в контексте того трудного пути, по которому нам пришлось пройти. В 1970-ые и 1980-ые годы Курдистан был полностью разрушен, это была выжженная пустыня, более 4500 деревень были полностью уничтожены режимом Саддама Хусейна, и Курдистан испытывал бремя тройного эмбарго, здесь почти не было инфраструктуры, был один университет, немного школ и были крайне слабо развиты системы жизнеобеспечения.
Наша экономика сегодня движется, и движется вперед. Статистические данные показывают удивительную трансформацию курдской жизни, касается ли это числа и качества обучения в университетах, числа школ, госпиталей, ВВП (внутренний валовый продукт) на душу населения, который, я могу доложить Вам, в 2002 году, по данным Всемирного банка, составлял 375 долларов, а сегодня по нашим оценкам он не ниже 5500 долларов на душу населения. Ожидается, что темпы роста, по уточненным оценкам, составят в следующем году 12%.
Наша экономика быстро растет, и инвестиции в экономику только за пределами нефтяного сектора превысили 16 миллиардов долларов, в том числе в жилищное строительство, банковскую систему, туризм, промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и в другие секторы. В 2002 году годовой бюджет Курдистана был 100 миллионов долларов. В 2011 правительственные расходы возросли до 13 миллиардов долларов.
Это значительный результат по любым стандартам, но я думаю, что мы нацелены на много большее. И я думаю, что наша страна – Иракский Курдистан – способна открыть большие возможности для собственного народа и для международных инвесторов.
В нефте-газовом секторе мы подписали 45 контрактов по добыче нефти на основе разделения продукции с компаниями из 17 различных стран, некоторые из которых уже начали добывать нефть. В 2011 году мы выполним свои обязательства, которые записаны в национальном бюджете Ирака, и экспортируем в среднем 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Мы уже договорились с Багдадом, что увеличим производство нефти до 175 тыс. баррелей в сутки в следующем году.
На уровне производства мы видим устойчивый рост в 2011 году, по мере того, как международные нефтяные компании выполняют свои рабочие планы, увеличилась поисковая активность в проведении сейсмических и буровых работ. В 2011 году пришли и новые для нашего рынка компании, и мы довольны тем, что наша политика подтвердила свою правильность, обеспечив привлечение компаний мирового уровня к инвестициям в Курдистане. Нам нравится этот вотум доверия нашему благоприятному для инвестиций климату, безопасности и стабильности в нашем регионе, который выражается в этих контрактах.
Время, когда Курдистан был изолированным экономически отсталым регионом, позади. Если наше производство будет расти, как мы ожидаем, то Курдистан может стать в течение нескольких лет регионом-донором для бюджета Ирака. Увеличение доходов будет поддерживать ускорение экономической реконструкции Курдистана.
В этом контексте я хочу признать усилия нашего Министерства природных ресурсов, и поблагодарить моего доброго друга Ашти Хаврами и его команду за то, что они сделали для развития наших нефтяных ресурсов, и за выработку для этого правильной политики в контексте нашего законодательства в области нефти и газа.
Дамы и господа,
После конца тирании Саддама Хусейна и освобождения Ирака в 2003 году народ Курдистана сделал свой сознательный выбор. Мы выбрали жизнь в плюралистичном, федеративном, демократическом и конституционном Ираке. Курды имеют право на самоопределение, и ни один курд не откажется от основополагающих прав человека и национальных прав. Но мы были очень осторожны и очень серьезны, беря на себя приверженность федеративному демократическому Ираку.
Мы верим, что эра централизованной системы государственного управления безальтернативно закончилась вместе с диктатурой и тиранией, что подтверждено ее полным и окончательным крахом в Ираке. Мы верим, что федерализм хорош не только для Курдистана, но это безопасная, надежная политика и для объединенного Ирака. И она значима для всех общин Ирака. И, следовательно, для меня нет сюрприза в том, что все больше и больше наших иракских соотечественников думают таким же образом и обращаются к опыту Курдистана за примером. Они смотрят на Курдистан как на успешную модель. И, если курды могут делать это благодаря децентрализации и федерализму, почему они должны отказываться от основополагающих прав, обеспеченных нашей конституцией. Я верю, что успех Курдистана, как это уже подтверждается, является катализатором становления успешного демократического и федеративного Ирака.
Принятие в Курдистане собственного закона о нефти и газе было одним из решающих шагов для нашего региона. Наш закон находится в соответствии с федеративной конституцией Ирака и создает современные, благоприятные для инвестиций и прозрачные законодательные рамки для всех, кто работает в нефтяной промышленности. Наш закон конституционно обоснован, принят и ратифицирован избранным законодательным органом, признанным федеративной конституцией страны. Мы совершенно уверены, что он обеспечивает очень необходимые поступления в общественный доход Ирака.
Леди и джельтмены,
Мы привержены продвижению демократического, федерального и процветающего Ирака. Накануне освобождения Ирака многие предрекали, что Курдистан будет источником нестабильности, проблем и конфликтов в постсаддамовском Ираке. Реально, однако, Курдистан стал самой стабильной частью Ирака – узлом экономической активности – и местом нарастания региональной стабильности. Курдистан превратился в обязательное звено в торговле и экономическом сотрудничестве с соседними странами и стал воротами на более широкий иракский рынок. Мы делаем ставку на успешный и сильный Ирак – федеральный демократический Ирак, и я считаю, что Курдистан будет продолжать играть активную и важную роль в Ираке в последующие годы. Мы стремимся к координации и сотрудничеству с федеральным правительством в Багдаде, чтобы достичь наши цели, что в лучших интересах всего иракского народа.
Требуется напряженная работа с нашими партнерами в Багдаде, чтобы продвинуть экономическое процветание, от нас требуется напряженная совместная работа, чтобы гарантировать соблюдение всех необходимых законов и правил, которые позволяют достичь этого процветания, включая ратификацию и реализацию нового пакета законов об углеводородах.
Мы напоминаем нашим коллегам в Багдаде, что успех Курдистана – это успех всего Ирака. Каждый баррель нефти, произведенный в Курдистане, добавляет доход в казну Ирака. Мы подтверждаем нашу приверженность Конституции Ирака, которая определяет, что все нефтяные доходы поступают в федеральную казну и затем распределяются в соответствии с Конституцией среди всех регионов Ирака.
В этом году мы достигли важных соглашений с нашими коллегами в Багдаде, согласно которым нефть, произведенная в Курдистане, была экспортирована и часть стоимости продукции была выплачена добывающим компаниям. Во время моего недавнего визита в Багдад мы также согласились, что уровень экспорта будет увеличен до 175 тысяч баррелей в сутки, а также договорились пересмотреть аудиторские процедуры, чтобы сделать возможной выплату доли нефтедобывающих компаний без бюрократических сложностей.
Мы договорились с премьер-министром Малики представить проект закона о нефти 2007 года в парламент до конца этого года. Если мы сможем сделать это, то это будет важный шаг в разрешении важных вопросов в этой сфере, и я уверен, что это будет важный вклад в политическую стабильность и экономическое процветание в Ираке.
Я знаю, и вы знаете, что есть несогласные голоса в различных кругах Багдада, мы недавно слышали некоторые из них. Мы отвечаем, что мы должны идти дальше. Прошло восемь лет с момента свержения Саддама Хусейна, а экспорт иракской нефти до сих пор находится в стагнирующем состоянии и все еще много ниже того, что требуется для реконструкции Ирака. Ираку необходимо в самый короткий период максимизировать нефтяные доходы по возможности, чтобы преодолеть инерцию разрушений, плохого управления и бедности, в которой прежний режим оставил нас. Еще раз хочу сказать сомневающимся и несогласным в Багдаде, что каждый баррель нефти, добытой в Курдистане, добавляет доход всем людям в Ираке, и на этом надо сосредоточить свое внимание.
Я также говорю нашим партнерам в Багдаде ясно и прямо: Курдистан имеет конституционное право разрабатывать свои нефтяные ресурсы, и не будет такого, чтобы мы когда-нибудь снова позволили превратить себя в заложников капризов бюрократов в Багдаде.
История, которую Гвинн Робертс представил в своей работе, такова, что мы не можем ее игнорировать. Нефтяные ресурсы Ирака должны быть превращены из зла, каким они были, в процветание всего народа Ирака, и мы должны проводить экономическую политику, которая обеспечит самое лучшее использование этих ресурсов, позволит максимизировать в кратчайший срок нефтяные доходы так, чтобы реконструкция Ирака могла начаться, и мы могли бы двигать нашу страну вперед.
Леди и джельтмены,
Я также горд сказать вам, что наше правительство привержено принципу гласности. Мы недавно опубликовали все контракты, заключенные на принципе раздела продукции, по крайней мере, 42 из них, еще 3 ли 4 надо будет опубликовать в ближайшее время. Мы исходим в наших контрактах из приверженности Инициативе гласности в добывающей промышленности - EITI (the Extractive Industry's Transparency Initiative), как этого требует закон о нефти и газе Курдистана. Но нам необходимо также гарантировать развитие нашего нефтяного сектора и предохранить его от потенциальных опасностей, исходя из этого мы считаем обязательным увеличение наших законодательных и административных усилий, чтобы гарантировать, что международные стандарты, которые мы приняли и которым остаемся привержены, будут и дальше оставаться в силе и, таким образом, наши инвесторы будут оставаться защищенными.
В Курдистане есть современный закон об инвестициях, который способствует экономическому росту, есть закон о нефти, который положительно встречен международным сообществом. Инвесторы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы прийти в наш регион, а когда позволят обстоятельства, то расширить свои амбиции на остальной Ирак. Наша страна богата и разнообразна. Наше разнообразие - свидетельство нашей силы, и мы приглашаем инвесторов прийти, а дальше решать для себя, что делать.
С нашей точки зрения важно диверсифицировать экономику. В то время, пока больше внимания уделяется добыче и активности в растущих сферах, я хочу пригласить Вас проявить интерес к еще не развитым отраслям. Я предлагаю смотреть на Курдистан как стабильную часть Ирака, как на экономический узел, как на ворота в остальной Ирак. Ваши инвестиции в Курдистан – это инвестиции не только в курдский рынок, не важно, каким важным он ни является сегодня, а это инвестиции в много больший по размерам иракский рынок.
Другой еще нетронутый сектор экономики Курдистана – это добыча полезных ископаемых; Курдистан – один из богатейших районов Ирака в этом отношении. Геологические изыскания показывают, что мы имеем большие залежи фосфатов, железа, меди, мочевины и мрамора, и это только часть того, что можно назвать. Мы планируем создать дорожную карту для всех этих ресурсов с целью начать использовать их в интересах нашего народа.
Еще одно направление инвестиций, которое мы в Региональном правительстве Курдистана намерены развивать, - это инвестиции в наш народ. Это наша политика – развивать человеческие ресурсы нашей страны и возможности людей в нашем обществе. У нас есть амбициозная программа предоставления стипендий, я высоко оценил нефтяные компании, которые инвестировали в образование и строительство школ и которые помогали университетам, некоторые из которых мы видим в документах, представленных Гвинном. И в завершении вызовом для нас в правительстве и вызовом для Вас, нефтяных компаний, является необходимость сделать так, чтобы общины чувствовали выгоды от инвестиций в нефтяной сектор. Чем больше мы инвестируем в каждом районе, чем больше мы инвестируем в людей и улучшим качество их жизни, тем больше мы получим от наших общин, что самое важное, и осмелюсь сказать, что это будет тем, что можно будет предъявить остальному Ираку как образец.
Леди и джельтмены,
Мы еще в самом начале пути. Некоторые журналисты недавно назвали Курдистан последним рубежом борьбы за нефть. Я позволю себе помечтать, что от разрушений и агонии геноцида мы реально сможем увидеть будущее, которое будет демократическим, процветающим, будущее, в котором Курдистан будет известен не геноцидом и жертвами этнических чисток, а будет опорой стабильности, богатства, центром экономической активности, соединительным звеном с нациями остального мира и воротами в процветающий, демократический Ирак.
Леди и джельтмены,
Спасибо за внимание.
Русский перевод Вадима Макаренко, Kurdistan.ru
Источник: Кurdishglobe.net