"Киркук после вывода войск" - так называется статья Йооста Р.Хилтермана, директора программ Ближнего Востока и Северной Африке в Международной Кризискной группе, опубликованная в журнале The National Interest. Статья посвящена чрезвычайно животрепещущей в Северном Ираке теме – что будет с неспокойной провинцией после того, как ее покинут американские войска, до сих пор игравшие роль буфера и арбитра между курдами и арабами?
Относительное спокойствие, царившее в Киркуке после 2003 года, Хилтерман объясняет тем, что американцы создали в нем местное самоуправление, не отдававшее предпочтения ни одной из этнических групп – в результате, все группы остались недовольны и вместо того, чтобы направлять гнев друг против друга, направили его на Вашингтон. Последующие выборы дали политическое преобладание курдам, но американское присутствие и многонациональный характер региона поддерживали плюрализм и разделение власти, хотя арабы и туркмены, недовольные курдским преобладанием, хронически роптали. Более того, в конце 2009 года, в ответ на насильственные инциденты, создавшие угрозу военной эскалации, военные создали вдоль "линии разлома" (этнической границы) совместные американо-арабо-курдские патрули и контрольно-пропускные пункты.
Однако, через месяц американские войска должны быть полностью выведены из Ирака. Американских солдат из совместных патрулей и КПП уже исключили. Все, что остается от американского присутствия на севере - будет консульство в Киркуке с небольшим количеством дипломатов и офицеров и офис посольства по сотрудничеству в области безопасности. Они останутся частью Объединенного координационного центра в Киркуке, который следит за арабо-курдскими миротворческими усилиями. Приведет ли это резкое сокращение военнослужащих к вспышке насилия в наступающем году – вот вопрос, которым задаются все в Киркуке и их друзья за рубежом.
Соединенные Штаты лучше относились к курдам, чем к любой другой группе в Ираке благодаря их лояльности их искренней поддержке вторжения, а курды отвечали взаимностью. Их лидеры пока еще настороженно относятся к сверхдержаве. Курды никогда не имели такого могучего защитника, как Соединенные Штаты, и из опыта предыдущего недолгого союза они научились не доверять никакой внешней державе, которая неизбежно использует более слабых курдов для достижения своих геостратегических интересов. Достаточно вспомнить о Киссинджере и его заявлении, что Вашингтон не занимался миссионерской работой после того, как Соединенные Штаты бросили курдов на произвол судьбы в 1975 году, прежде заставив их поверить, что они могут безопасно выступить против режима в Багдаде. Также можно вспомнить события после войны в Персидском заливе в 1991 году, когда президент Джордж Буш призвал иракцев свергнуть этот режим, а затем отказался вмешаться, когда Саддам бросил против них танки, минометы и боевые вертолеты.
По этой причине курдские лидеры, воспользовавшись вторжением США, посвятили следующие восемь лет диверсификации своих иностранных спонсоров, которым обещали доступ к углеводородным богатствам Курдистана. Целью была будущая защита в случае необходимости.
Правительство Нури аль-Малики не смогло предотвратить ползучий контроль курдов над областями, в лучшем случае лишь замедлив продвижение курдов. На смену прежней "зеленой линии", огранчивавшей курдский регион до 2003 года, де-факто пришла новая линия, значительно увеличившая и обогатившая Курдистан.
Последние вспышки имели место уже в ноябре. Правительственные войска переняли от сил США военный аэродром Киркука, несмотря на возражения курдского губернатора и его сторонников, которые давно хотели превратить его в гражданский аэропорт. Как и в прошлом, вмешалось посольство, и был достигнут шаткий компромисс: войска остаются. в обмен на обещание Малики, что когда-нибудь аэродром будет превращен в гражданский аэропорт.
Сокращение военного присутствия США уменьшит способность Вашингтона ослабить страсти, когда одна или другая сторона пересечет "линию разлома", как это случилось, когда курды развернутых свои военные силы в Киркуке в феврале 2011 года. Ни Багдад, ни Эрбиль, вероятно, не будет оставаться в бездействии, если они увидят продвижение своего противника за пределы "линии разлома". Однако американское влияние будет сравнительно более эффективными для сдерживания курдов, поскольку Вашингтон подорвал свои возможности давления на Багдад своим очевидным интересом к сохранению единства Ирака, способного противостоять Ирану. Для курдов, это означает, что им нужно предпринять усилия по диверсификации и искать утешения с соседней Турцией, бывшим противником, с которым они теперь обнимаются и целуются, тогда как множество турецких компаний пришли в Курдистан, чтобы пировать на его нефтегазовых богатствах.
Курдские лидеры ожидают, что их новые покровители обеспечат защиту и, как они надеются, однажды также и дипломатическую поддержку независимости. Роль Турции в этой схеме неоднозначна. Усиливающаяся региональная держава, она имеет все интересы к покупке и транспортировке нефти и газа Курдистана, но также, с другой стороны, в том, чтобы курды оставались слабыми, чтобы их этнические собраться на юго-востоке Турции не прониклись идеей автономии или, более зловеще, ныне подзабытой идеей создания Большого Курдистана. Если иракские курды получать государственность, она должна быть, с точки зрения Анкары, под строгим контролем Турции.
Но в то же время, Турция все больше нуждается в курдах, так как ее влияния в Багдаде уменьшилось после того, как она сделала ставку не на ту лошадь в парламентских выборах 2010 года. Анкара активно поддерживала список Иракия и Аяда Аллави в качестве барьера против иранского влияния, но в конце концов Малики продлил свое пребывание на посту премьера при поддержке Ирана и Сирии. Малики не был удивлен манипуляциями Турции, и отношения в результате пострадали.
Теперь внимание сосредоточено на Дамаске, где крах режима может изменить союзы во всем регионе. Звезда Ирана закатилась бы тогда, а с ней и звезда Малики. Со своей стороны курды получили бы от этого силы а с ними и шанс продвинуться в Киркуке. Или же Малики удастся обуздать их продвижение? И если да, то какой ценой? Если насилие разразится вдоль "линии разлома", это могут быть родовые муки возникающего курдского государства на севере, богатого энергией, вассального Турции и пользующегося значительной международной поддержкой.
Вывод американских войск, Киркук и рождение курдского государства
2697 | 0 |