Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад скоро поедет в КРГ для обсуждения пограничных споров и торговых отношений, сообщает иракское информационное агентство Асват аль-Ирак. Ахмадинежад встретится с президентом КРГ Масудом Барзани, который посетил Тегеран в конце октября с делегацией министров и губернаторов КРГ. Барзани, как указывали в The Weekly Standart Фредерик У. Каган, Ким Каган, и Мариса Кокрейн Салливан, ранее считался "решительно антииранским курдским лидером". В Тегеране Барзани и иранский министр иностранных дел Али Акбар Салехи заявили, что действия курдских повстанцев против Ирана вдоль границы с КРГ закончились.
Иран ищет поддержку к своему значительному и угрожающему влиянию на иракское центральное правительство, возможно, из простого желания расширения. Но Тегеран также может опасаться, что арабы-шииты в Багдаде могут оказаться трудными партнерами в его ожидаемом союзе с шиитскими ближневосточными государствами после выхода сил США. Шииты Ирака, большинство населения страны, не принимают политической модели иранских клерикалов, или "велаят-е факих" (управление религиозными правоведами). Враждебность между иранскими и иракскими арабскими шиитами, описанная Натаниэлем Рабкиным в The Weekly Standard в 2007 году, находит свое отражение в религиозной литературе, издаваемой шиитскими религиозными властями Ирака или "марджае". И, конечно, не забыта ирано-иракская война 1980-88 гг..
Сообщение "Ассошиейтед Пресс" в начале ноября, цитирует 36-летнего иракского шиитского торговца овцами, Карима Фуада, живущего в Мандали, смешанном курдско-арабском городе на северо-восточной границе с Ираном: "Мы ненавидели иранцев, и до сих пор есть плохие чувства. Правительство не должно терпеть иранское вмешательство, так как наш гнев против них только усиливается, когда мы слышим об их делах "Тем не менее, как отмечает А. П., множество иранских паломников отправились к шиитским святыням в Кербеле и Эн-Наджафе в Ираке, и иранские товары широко продаются в Ираке.
В то время как Иран надеется усилить напряженность между курдами Ирака и Багдадом, он имеет плохую истории отношений со своими собственными курдами, включая террористические атаки на курдских лидеров за рубежом, и обстрелы иракских курдов на земле в июле. Но Иран уже имеет два консульства в КРГ, в Эрбиле и Сулеймание. Иран также может стремиться использовать напряженность в отношениях курдов с Турцией, так как последняя страна вошла в систему противоракетной обороны НАТО. Иран пригрозил Турции ответными мерами, если Израиль или США выступят против ядерных амбиций Ирана.
Новые иранские интриги в КРГ начались в то время, когда обострилась вражда между курдами в Эрбиле и правительством в Багдаде из-за нефти, в том числе в Киркуке, который обладает обширными нефтяными месторождениями. Багдад утверждает, что углеводороды из КРГ принадлежит всему иракскому народу. Последний ежеквартальный отчет Конгрессу Специального генерального инспектора по восстановлению Ирака (SIGIR), от 30 октября 2011 года, отмечает, что КРГ заключило контракты c более 40 международными нефтяными и газовыми компаниями. SIGIR предлагает для сравнения и 45 миллиардов баррелей нефти и 100-200 триллионов кубических футов природного газа, которые, как утверждает КРГ, будут доступны на его территории, со 143 миллиардами баррелей нефти и 112 триллионами кубических футов природного газа, которые, по оценкам Багдада, есть в Ираке в целом.
Наибольшее количество нефтяных и газовых соглашений с КРГ привлекло инвесторов из Канады (14 лицензий) и Южной Кореи (12 лицензий), на американский бизнес приходится 8 лицензий. Другие заинтересованные стороны, базирующиеся непосредственно в Курдистане - Турция, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, Австрия, Венгрия, Норвегия, Китай, Австралия, Индия, Франция, Россия, Молдова и Испания. В феврале 2011 года, благодаря временному соглашению с Багдадом, КРГ возобновило экспорт нефти, который был остановлен в 2009 году.
Фирмы, инвестирующие в энергетический потенциал КРГ, как правило, были невелики (за исключением китайской SINOPEC и испанской Repsol), пока ExxonMobil не стала первым гигантом, объявившим в конце октября, что она подписала соглашение с КРГ по нефтяным и газовым месторождениям в шести местах. Правительство в Багдаде отвечало гневно, утверждая, что ExxonMobil действовала без разрешения властей США. Второй иракский вице-премьер по энергетическим делам Хуссейн аль-Шахристани, который не зависит ни от какой партии, осудил договор ExxonMobil с КРГ как незаконный. Последний доклад SIGIR отмечает, что Hess Corporation, американская энергетическая компания, была отстранена властями из Багдада от четвертого раунда лицензирования для 12 новых разведочных блоков в других районах Ирака после того, как подписала контракт с КРГ.