Антиправительственные выступления в Сирии имеют большое значение не только для установления нового политического порядка на Ближнем и Среднем Востоке, реализуемого Западом, но и для перспективы курдского национального движения, в том числе и сирийских курдов.
Один миллион сирийских курдов проживает, как известно, преимущественно в нефтедобывающих районах северо-востока страны. Под влиянием событий в Турецком и Иракском Курдистане сирийские курды стали выражать более амбициозные идеи, в частности, о предоставлении им автономного статуса. По сообщениям курдских СМИ, они выступили в курдских районах Сирии с требованиями демократии. Хотя сторонники Б.Асада уже несколько месяцев жестко отстаивают свое право на власть, они не применяют к курдам радикальных мер подавления их протестных акций, как это было в 2004 г. в Камышлы. Сирийские курды требуют свержения баасистского режима Б.Асада. Однако смена режима существенно обострит курдский вопрос не только в Сирии, но и в этническом Курдистане в целом.
Некоторые курдские аналитики считают, что в постасадовской Сирии курды могут повторить модель государственного устройства Ирака. Они, по их мнению, должны добиваться установления федеративной системы, демократии и политического плюрализма. Для этой цели сирийским курдам следует объединиться и выступить отдельным блоком в русле антиправительственной оппозиции.[i]
Курдские организации Сирии представляют собой конгломерат разрозненных политических течений, которые в 2011 г. за рубежом провели ряд конференций. Во время этих встреч их представители поближе узнали друг друга. В августе 25 курдских интеллектуалов и экспертов со всего мира встретились в Стамбуле с целью создания Сирийского национального совета (СНС). Затем они связались с оппозиционными группами в Сирии для ознакомления их с этой идеей. С курдами работу вел Абдулбазит Сейда ( род. В 1956 г., имеет докторскую степень (Ph.d.), женат, имеет 4 детей, с 1994 г. жил в Швеции. В 2003 г. опубликовал книгу «Курдский вопрос в Сирии»), ставший в дальнейшем членом Исполнительного комитета СНС. Эта идея была поддержана только двумя курдскими организациями Партией курдского союза в Сирии (Якити) и Курдской партией освобождения в Сирии (Азади). Остальные партии отказались войти в СНС. Курдское движение будущего, представлявшее партии, не вошедшие в Курдский партийный блок, впоследствии приняло участие в Конференции курдских патриотов, после чего оно согласилось с планом организаторов СНС и также вошло в состав СНС.
Оппозиционная коалиция СНС была учреждена в Стамбуле 2 октября 2011 г. Его президентом стал д-р Бурхан Галиюн (Burhan Ghalioun).
Это теневое правительство или парламент насчитывает 190 мест. Генеральный секретариат состоит из 26 членов, 7 из которых составляют Исполнительный комитет. В Генеральном секретариате 4 курда. Одно место будет предоставлено молодежным группам. Однако в составе СНС не только курды, а также представители арабов, «Братьев-мусульман», члены Дамасской декларации и др. Многие из них скептически относятся к успешной реализации поставленных задач.
Главной задачей СНС является свержение баасисткого режима Б.Асада и поддержка сирийской революции. Участники СНС должны уметь работать в команде, пользоваться авторитетом в обществе. Внимание уделяется пропорциональности представительства регионов в СНС. Прилагаются усилия для привлечения к работе в СНС женщин, чья роль в организации пока не достаточно велика. Уже подготовлен проект политической программы СНС, в которой подчеркивается, что этнические права курдов должны гарантироваться конституцией. Курдский вопрос в Сирии должен быть решен мирным путем и в рамках государства, что означает, что курды должны иметь равные гражданские права и обязанности, как и другие граждане сирийского государства. Проект политической программы предполагается обсудить на первой ассамблее СНС, а затем он будет предложен для народного обсуждения, хотя сама оппозиционная коалиция не избиралась народом.
Уже сейчас вырисовывается два подхода к решению курдской проблемы в Сирии. Один из них предполагает создание детального плана и решение всех проблем в новом сирийском государстве. Другой подход нацеливает сначала на свержение нынешнего режима и дальнейшее решение всех проблем.
Идеи СНС достаточно легко воспринимаются молодежью, и встречают весьма неоднозначное отношение в среде старшего поколения, которое опасается того, что его обвинят в ущемлении интересов арабов, что может нанести вред Сирии. Однако то, что предлагает СНС, по мнению его организаторов, гораздо шире того, что предлагают Дамасская декларация, «Братья-мусульмане» и Национальный союз сил демократических перемен.
Между Курдским партийным блоком в СНС и другими его членами существуют различие в понимании положения курдов в Сирии. Так, в частности, его президент Б.Галиюн поначалу сравнивал их положение с положением иммигрантов во Франции. Курдский партийный блок считает, что Сирийский Курдистан является частью этнического Курдистана, который был разделен. Курдский вопрос в Сирии принадлежит к числу старых проблем и сирийские курды должны иметь все права как граждане Сирии. Б.Галиюн в целом согласился с курдами, и эта точка зрения была зафиксирована в проекте политической программы СНС. Руководство СНС и Курдский партийный блок, в частности, заинтересованы в организации широких обсуждений всех этих вопросов с курдами и арабами, с молодежью Сирии.
Руководство СНС также утверждает, что он не имеет якобы секретного соглашения с Турцией. Так, в разговоре А.Сейды с госсекретарем Турции якобы было сказано, что регион не обретет спокойствие, если не будет решен курдский вопрос в Турции и Сирии. А Турция сможет нормализовать отношения с арабами только тогда, когда курдский вопрос будет решен по обе стороны границы. Госсекретарь принял это мнение к сведению, отметив, что Национальный совет не может быть без курдов.[ii]
Имея свой интерес в Сирии, Турция позволила сирийской оппозиции собраться на ее территории. Она как будто не оказывает влияние на деятельность СНС, руководство которого, однако, позитивно оценивает ее региональное значение и ее прогресс в период пребывания у власти Партии справедливости и развития, что не избавляет СНС от требования решения курдского вопроса. [iii]
Как представляется, курдско-сирийская оппозиция расколота. Одна ее часть придерживается весьма осторожной позиции, выражая сомнение в том, что сирийские курды примут участие в антиправительственном перевороте, инициированным суннито-арабским большинством Сирии. Некоторые курдские организации как будто бы занимают нейтральную позицию в отношении режима Б.Асада,[iv] хотя они и испытывали притеснения со стороны алавито-шиитской элиты. Они принадлежат к числу тех, которые поначалу отказывались войти в новый коалиционный блок, Сирийский национальный совет, который позиционирует себя как альтернативное правительство, поскольку в нем доминируют суннитские арабы. Однако, по мнению некоторых аналитиков, сирийский режим сам толкает курдов к участию в протестах. Другая часть курдско-сирийской оппозиции уже участвует в демонстрациях.
Таким образом, политические организации сирийских курдов вошли в общесирийскую антиправительственную коалицию с целью осуществления собственных интересов в результате свержения баасистского режима Б.Асада. Однако в рядах Курдского партийного блока нет единства по этому вопросу. Часть курдских организаций выражает сомнение в конструктивности их участия в общесирийском антиправительственном перевороте. По-видимому, их останавливает сомнение в том, что в случае прихода к власти в Сирии исламских политических сил интересы курдов вряд ли будут приняты во внимание. Известно, что в СНС вошли и «Братья-мусульмане», не признающие курдов и их национальные права. Они якобы заключили с Турцией соглашение, что если они придут к власти, то будут отрицать существование курдов в Сирии.[v]
Не исключено и повторение опыта иранских курдов, поддержавших имама Хомейни в его борьбе против шахской монархии в Иране взамен на обещания предоставить Иранскому Курдистану автономию. Но, как показали события, после прихода иранских фундаменталистов к власти они приступили к борьбе с курдскими националистами.
Важную роль в развитии ситуации в Сирийском Курдистане играет и турецкий фактор. С одной стороны, Курдский партийный блок, входящий в СНС, позитивно оценивает реформы и достижения правящей в Турции Партии справедливости и развития. С другой стороны, в Сирии проявляют активность такие организации, как, например, Партия демократического союза (ПДС), которые враждебно относятся к турецкой политике в Сирии.
Повторение иракского сценария кажется весьма проблематичным: курдское население в Сирии, хотя и составляет вторую по численности после арабов группу, политически неоднородно. Курдское движение там слабо и, несмотря на свое участие в СНС, не представляет собой монолитную политическую силу, сплоченную четко сформулированными лозунгами и программой. Как представляется, оно имеет слабую поддержку иракских и турецких курдов.
О.И.Жигалина (Институт Ближнего Востока, Россия)
_________________________________________________________
[i] Syrian Kurds should form a united national position.- kurdishglobe.net/display-article.html?id=B4B54F7D26592E0D9EAF94E...
[ii] There is no agreement between the Syrian National Council and the Turkish government.-http://www.kurdwatch.org/html/en/interview7.html
[iii] Там же.
[iv] Там же.
[v] Turkey’s henchmen in Syrian Kurdistan are responsible for the unrest here.-http://www.kurdwatch.org/html/en/interview6.html