Исмаил Хама - генеральный секретарь курдской Партии Союза, одной из 10 партий, которые недавно сформировали Курдский национальный совет в Сирии. Недавно делегация КНС посетила иракский Курдистан и встретилась с президентом Масудом Барзани. Ниже приводится интервью, взятой "Рудав" у Хама.
Рудав: На учредительной встрече КНС вы все согласились относительно права на самоопределение для курдов в Сирии, однако пока не уточняете, что вы имеете в виду под этим. Это автономия, децентрализация, федерализм, конфедерализм или независимость?
Исмаил Хама: наше решение касается всей Сирии, которая, как мы считаем, должна стать демократическим, парламентским и плюралистическим государством. Политически, она должна быть децентрализована; во всем мире политическая децентрализация означает федерацию. Мы требуем, чтобы в новой Сирии были созданы регионы. Поэтому, право на самоопределение, которое выбрали курды, выражается в федерализме. Хотя, мы еще не решили окончательно. В то же время, мы еще не разъяснили точно, что мы подразумеваем под самоопределением, сейчас мы находимся в процессе разработки проекта, что должны требовать курды. На встрече КНС, некоторые члены считали, что добиться федерализма будет трудно.
Рудав: сирийский национальный совет (СНС) говорит, что КНС четко не разъяснил своих требований. Иракские курды, требуя федерализма, утвердили свою формулировку на встрече иракской оппозиции в Лондоне в 2002 году, а затем в Салахаддине (Иракский Курдистан). Вам не кажется, будет ошибкой, если вы не сделаете этого сейчас?
Исмаил Хама: Г-н Барзани предлагает нам сформулировать требования в четких формулировках, и тогда он поддержит нас. Теперь наша делегация КНС в Каире, принимает участие в подготовке к митингу сирийской оппозиции, который пройдет под эгидой Лиги арабских государств. Курдская делегация сказала, что будет требовать закрепления курдских прав в новой конституции Сирии, с тем чтобы курды рассматривались как вторая этническая группа в Сирии, и курдский вопрос был решен через право на самоопределение. СНС не внес своего предложения, говоря, что курды - это этническая группа в Сирии и что курдский вопрос должен быть решен сам по себе. Это только предложение. Лига арабских государств также сообщила курдам, что их права должны быть закреплены в новой конституции Сирии, и оппозиция должна выполнить требования курдов.
Рудав: Вы говорите как о цели о федерализме, но партия Демократического союза (PYD). Требует "демократической автономии". Все же другие курдские группы просят только культурных прав. Не создаст ли это проблемы для других в понимании курдских требований?
Исмаил Хама: КНС теперь требует в Сирии системы политической децентрализации, в этом смысл федерализма для Курдистана. PYD не требует автономии как цели. Скорее, она просит самоуправления. Автономия означает иметь парламент и правительство автономной области, цель самоуправления - только расширение административных полномочий.
Рудав: Будут ли для вас проблемой советы, назначенные PYD в сирийском Курдистане?
Исмаил Хама: Да, они будут проблематичны. Мы были все вместе при создании КНС, но примерно за 20 дней до съезда они вышли, и причина была политической. Они сказали, что курды не должны договариваться и устанавливать связи с сирийской арабской оппозицией, находящейся за пределами страны, потому что, доказывали они, СНС и оппозиция были созданы (премьер-министром Турции ) Эрдоганом. Мы отвергли это требование.
Рудав: Вы думаете, PYD примкнул к сирийскому режиму?
Исмаил Хама: они до сих пор не организовали ни одной демонстрации против сирийского режима. Они не организовали никаких протестов в Африне, где они сильны. Они не были частью сирийской революции, и они говорят, что после революции к власти придут исламистские силы. Именно поэтому они еще не организовали ни одной акции протеста.
Рудав: представитель PYD в иракском Курдистане сказал, что Барзани должен был пригласить их также на встречу с КНС, и если он не сделает этого, это вызовет раскол в курдских рядах. Почему PYD не принял участие в вашей встрече?
Исмаил Хама: В настоящее время мы не союзники с PYD. Они не садятся с нами в Сирии. В настоящее время есть усилия, направленные на создание определенной координации между нами, но никакие соглашения еще не были достигнуты.
Рудав: Встреча КНС с президентом Курдистана прошла в нужное время, или была запоздавшей?
Исмаил Хама: Мы считаем, что она была проведена в нужное время. Президент Курдистана (Барзани) объяснил свою позицию и сказал, что мы готовы сделать все, что необходимо, чтобы помочь сирийским курдам. Барзани заявил: очень важно, чтобы мы достигли соглашения с сирийской оппозицией по курдским требованиям.
Рудав: После того как в Сирии вспыхнули протесты, сирийское правительство вновь пригласило Барзани, в качестве президента Курдистана, посетить Сирию. Но он отклонил приглашение. Была ли позиция Барзани в интересах или против интересов сирийских курдов?
Исмаил Хама: в действительности, если бы Барзани посетил Сирию в это время, это было бы вредно для сирийских курдов Потому что он неоднократно утверждалось, будто Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана призывают сирийских курдов говорить с режимом Башара аль-Асада и договориться ним.
Рудав: Многие страны выразили опасения, что в Сирии разразится гражданская война. Разделяете ли Вы теже страхи?
Исмаил Хама: Гражданская война началась в некоторых областях. Сирийцы убивают друг друга из-за их сектантской идентичности. Мы, как курды, против сектантской борьбы.
Рудав: Вы боитесь, что война перекинется в курдские районы?
Исмаил Хама: Нет, потому что в курдских районов нет сектантства, и мы граничим в стране с суннитскими районами. Поэтому, в курдском регионе Сирии нет страха гражданской войны.
Рудав: Президент Ирака Джалал Талабани недавно заявил, что Ирак боится альтернатив нынешнему режиму в Сирии. Разделяете ли вы страх, что следующий режим может быть еще хуже для курдов, чем был режим Асада?
Исмаил Хама: Это невозможно, что к власти в Сирии придет худший режим. У нас есть некоторые опасения по поводу Братьев-мусульман и их целей, но в реальности они не смогут добиться в Сирии такой власти, чтобы стать большой угрозой для нас. Если они не большинство, они не смогут управлять страной в одиночку. Кроме алавитов, друзов, в стране есть еще также исмаилиты, христиане и другие.
Рудав: Асад просил о встрече с вами. Почему вы отвергаете приглашение?
Исмаил Хама: Он обращался с такой просьбой в первые несколько месяцев после начала акций протеста в Сирии. Мы также предъявили некоторые требования, в том числе внесение изменений в Конституцию, чтобы признать сирийских курдов второй этнической группой (после арабов). Но Асад не был готов ответить на эти курдские требования, и именно поэтому мы отказались от встречи.Он просил о встрече с курдами несколько раз, но мы настояли на своей позиции.
Рудав: Хошияр Зебари, министр иностранных дел Ирака, не голосовал за приостановление членства Сирии в Лигу арабских государств и введение санкций против сирийского режима. Что вы думаете об этом?
Исмаил Хама: Мы знаем, что Зибари – курд, но он представляет внешнюю политику Ирака. Таким образом, мы понимаем его положение, потому что он занял эту позицию не от имени правительства Курдистана, а от имени Ирака.