Большинство учёных глубоко заблуждаются, считая, что колониальные войны ушли в прошлое вместе с Британской империей. Безусловно, что это не так. Колониальные войны ведутся до сих пор, просто они стали называться иначе, а именно: "распространение демократии", "свержение диктаторов", "демократическое волеизъявление народа" и так далее. Однако цели этих войн остались неизменными – грабёж населения "второсортных" стран "цивилизованными" государствами, а также контроль над ресурсами этих стран. Парадокс заключается в том, что после свержения диктаторов в этих государствах не наступает никакой демократии. Как правило, власть переходит к другому диктатору, который прикрывается популистскими лозунгами и имеет поддержку "цивилизованных" западных стран.
На наших глазах кардинально меняется Ближний Восток, международные отношения, а также теории управления. Всё это указывает на то, что человечество вступило в новую эпоху, и идёт активная борьба за "раздел уже поделённого мира". В этом отношении самую важную роль играют Соединённые Штаты, ибо именно они диктуют сценарии развития не только Ближнего Востока, но и человечества в целом. Говорить о том, что какая-то страна может заменить Соединённые Штаты как финансовый и политический стабилизатор абсолютно неверно. У Европы нет политической воли, у России она есть, но нет экономических предпосылок для этого, а китайцы осторожны и терпеливы. Ситуация такова, что в течение пятнадцати лет США останутся важным игроком глобальной стабильности, пока Китай окончательно не окрепнет и не бросит вызов "глобальному лидерству" Соединённых Штатов.
Последние события на Ближнем Востоке продемонстрировали, что мир движется в сторону сетевого управления странами. Основной смысл сетевого управления заключается в том, что не нужно контролировать все страны мира, поскольку на это уходит очень много средств и, как правило, неэффективно. Достаточно поддерживать несколько государств, которые будут контролировать "свои" регионы и с их помощью глобальная держава (в данном случае США) может реализовать свои национальные интересы. Так, именно США подтолкнули Францию к свержению режима Муамара Каддафи, именно США подталкивают Турцию к свержению режима Башара Асада и, по некоторым данным, именно США подталкивают Израиль к решению иранской проблемы.
Удивительно, но мы можем наблюдать за тем, как нынешнее руководство США активно реализует внешнеполитический курс, взятый ещё президентом Джорджем Бушем младшим. Отличие команды Барака Обамы заключается в том, что реализация данной политики проводится на очень высоком уровне и предугадать дальнейшие шаги Соединённых Штатов крайне трудно. США выступают за обновление Ближнего Востока и, фактически, реализуется план Большого Ближнего Востока с упором на ислам.
Касаясь отечественной внешней политики в данном регионе, следует отметить, что Москва категорически против каких-либо обновлений. К сожалению, Россия не обладает теми ресурсами, которыми обладал Советский Союз, поэтому в обновлении Ближнего Востока Россия не сможет конкурировать с ведущими западными странами во главе с Соединёнными Штатами. Отчасти именно поэтому Россия выступает против обновлений. Однако последние события продемонстрировали, что изменения уже начались и без участия России. Вследствие этого в ходе "арабской весны" Россия проводила непоследовательную политику, которая отчасти противоречила национальным интересам.
Результатом "арабской весны" стало вытеснение России из Ближнего Востока. Россия потеряла своих традиционных партнёров и союзников. Конечно же, Башар Асад будет свергнут, и Россия не будет защищать его, поскольку это приведёт к резкому охлаждению отношений с западными странами, а также к новому витку гонки вооружений. К сожалению, экономика России не сможет выдержать этой гонки вооружений и это прекрасно понимают в Москве. Единственное, что может сделать Россия для Башара Асада в данный момент – это предоставить ему политическое убежище. Всё это может быть расценено как самое крупное дипломатическое поражение России на Ближнем Востоке за последние годы. Безусловно, что МИД, а также другие государственные структуры должны глубоко проанализировать сложившуюся ситуацию и пересмотреть всю политику России на Ближнем Востоке. Наша проблема заключается в том, что мы действуем в последнюю минуту. Мы не умеем смотреть на несколько лет вперёд и от этого все проблемы. Непонятно, где были российские спецслужбы и почему для некоторых события на Ближнем Востоке оказались неожиданными.
Россия может выступать против обновлений на Ближнем Востоке и, в результате, эти обновления произойдут без её участия. Однако Россия также может принять участие в обновлении Ближнего Востока и получать от этого соответствующие дивиденды. В этом отношении нужно избавиться от стереотипного советского мышления. Безусловно, после распада Советского Союза не только регион полностью изменился, но и весь мир и это нужно учитывать. Перефразируя Генри Пальмерстона, хочется сказать: "У России нет и не должно быть постоянных врагов и союзников. У России должны быть постоянные политические интересы".
Все ведущие страны мира понимают, что курды - это реальная сила на Ближнем Востоке и за ними будущее этого региона. Эти страны получают соответствующие дивиденды от сотрудничества с ними, кроме России, несмотря на историческую близость русского и курдского народов. Именно по отношению к курдам действует стереотипное советское мышление, которое мешает реально оценить потенциал этого народа. Конечно же, это связано с серьёзным кризисом в российском курдоведении, поэтому в МИДе нет специалистов в этом направлении, и курдами занимаются арабисты и тюркологи, которые недооценивают потенциал курдов. Безусловно, через 30 лет политическая карта Ближнего Востока изменится и на ней будет независимый Курдистан, который будет очень богат ресурсами, в том числе и водными, так как все важные реки и озера региона, либо берут начало в Курдистане, либо находятся на территории этнографического Курдистана. Будет ли Россия получать дивиденды, реализуя ту политику, которая осуществляется на данный момент? Очень сложный вопрос.
Вместе с тем следует отметить, что на территории самой России проживают, по некоторым данным, около 90 тысяч курдов. Причём курды России являются самыми образованными по сравнению с курдами, проживающими в других странах. Безусловно, нужно использовать их потенциал для реализации национальных интересов России в Курдистане и установления партнёрских и, возможно, союзнических отношений с курдами. Нужно понимать, что через 10 - 30 лет курдская диаспора России практически не сможет помочь, поскольку наблюдается тенденция к ассимиляции. Также российским курдам будет очень тяжело конкурировать с другими курдскими диаспорами, потому что за этот период времени они "окрепнут". Помимо этого, большинство из них являются выходцами из этнографического Курдистана, где у них проживают родственники и есть определённые связи, в то время как российские курды веками проживают на территории России.
Активность Турции на Южном Кавказе (а Турция явно хочет играть там более важную роль) до поры до времени устраивает Россию по той же причине, по какой Россию устраивает любая активность, не инспирированная США. Но, учитывая историю, интересы России и Турции, безусловно, пересекутся. Это просто запрограммировано характером отношений великих держав. В этом отношении было бы целесообразно создать геополитический треугольник "Россия – Армения – Курдистан". Борьба курдов в Турции объективно отвечает национальным интересам России. Земли, населённые в Турции курдами, могли бы стать санитарным кордоном, который бы отделил Турцию от Кавказа. В этих условиях, туркам будет тяжело оказывать давление на постсоветские республики, в общем, и на Азербайджан, в частности.
В любом случае Россия должна вести более активную политику по отношению к курдам, так как они на данный момент очень влияют на Ближний Восток и являются главным козырем в руках многих государств. Конечно же, такой расклад сил будет и в будущем. В связи с этим актуальны слова российского вице-консула в Урмии (Иран), который в своем донесении в мае 1911 г. писал: "... Наше равнодушное отношение к курдскому вопросу явилось бы той искрой, от которой может вспыхнуть пожар. В зареве этого пожара легко могут погибнуть наши вековые исторические интересы на мусульманском Востоке".
Конечно же, обретение автономии курдами в Ираке сыграло важную роль в истории всего курдского народа. На фоне этого наблюдается тенденция объединения курдского народа, независимо от границ и политических взглядов. Впервые чётко появились курдские национальные интересы, которые отстаивает Регион Курдистан. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что будущее Курдистана будет зависеть не только от Соединённых Штатов, но и от самих курдов, от их сплочённости, а также от их экономического уровня развития. Вследствие этого руководство Региона Курдистан должно принять меры по диверсификации своей экономики. Следует отметить, что тот экономический курс, который на данный момент реализует Регион Курдистан, будет иметь отрицательные последствия для курдов. Дело в том, что Регион находится в сильной зависимости от экспорта энергетических ресурсов. Помимо этого реализуется политика денежных выплат практически всем слоям и категориям населения, в том числе и выпускникам ВУЗов. Все эти выплаты и пособия сильно зависят от уровня цен на энергоресурсы. Если в один момент цены на них резко упадут, то наступит серьёзный кризис в экономике Курдистана и все выплаты могут быть отменены. Учитывая, что практически все привыкли к ним, можно предположить, что их отмена приведёт к резкому напряжению в курдском обществе. Поэтому одной из главных задач, которое должно стоять перед Эрбилем – диверсификация экономики и снижение зависимости от энергоресурсов. Деньги, полученные от продажи нефти, следует вкладывать в науку. Именно развитая наука Курдистана может стать локомотивом, который потянет за собой экономику, а это, в свою очередь, приведёт к международному признанию Курдистана. Если курдская автономия пойдёт по этому пути, то у неё есть все шансы стать "Сингапуром" Ближнего Востока.
Помимо этого необходимо укреплять демократические институты и бороться с коррупцией, которая разъедает всю систему изнутри. Это, в свою очередь, приведёт не только к огромным инвестициям в Регион, но и к поддержке населения. Если правящий режим дискредитирует себя в глазах населения и их рейтинги будут слишком низкими, то "внезапно" может наступить революция, в результате которого к власти придут "новые люди", которые будут иметь покровителей в Белом Доме. Это один из действенных механизмов внешней политики Соединённых Штатов. Тем более глупо спасать тонущий корабль.
Существует опасность исламизации курдского общества, о чем было сказано в предыдущей статье "Тенденции развития международных отношений и курдский вопрос". Конечно же, беспорядки в Захо чётко это продемонстрировали. Безусловно, это сыграет свою отрицательную роль для будущего Курдистана, поэтому власти должны принять соответствующие меры для лиц, которые разжигают вражду среди жителей Курдистана.
Все беспорядки, которые происходили в Курдистане, чётко показывают, что активным участником погромов является курдская молодёжь, то есть будущее Курдистана. Безусловно, молодыми людьми манипулируют и направляют их энергию на уничтожение других курдистанцев, то есть тех, кто не является курдами и мусульманами. Удивительно, но курды-езиды также являются их врагами. Естественно, манипуляторы заинтересованы в дестабилизации ситуации в Курдистане, и они пытаются создать межкурдистанскую вражду. Манипуляторы навязывают курдской молодёжи идею о том, что во всех бедах курдов виноваты христиане и езиды, а все остальные мусульманские народы являются якобы братьями курдского народа.
Вероятно, что именно исламские партии Курдистана занимаются активной пропагандой данных идей. То, что исламские партии Курдистана разжигают межнациональную и межрелигиозную рознь в Курдистане и вполне дружественно настроены по отношению к Ирану и Турции (то есть к странам, где существующие режимы жёстко подавляют курдов) навевает мысль о том, что эти партии имеют поддержку соответствующих стран. Вместе с тем следует отметить, что эти партии имеют поддержку также и в курдском обществе и, что более печально, их идеи популярны среди курдской молодёжи. Скорее всего, это обусловлено тем, что рост уровня образования привёл к тому, что Коран стал доступным для всех и поэтому религиозными чувствами большинства курдов легко можно манипулировать. В связи с этим, необходимо грамотно провести реформу образования и воспитывать у детей со школьной скамьи терпимость и толерантность ко всем национальностям и религиям. Также власти должны активно агитировать идею создания государства для всех курдистанцев.
В том, что Курдистан провозгласит независимость, нет сомнений практически ни у кого. Однако можно не согласиться с саудовской газетой "Аш-Шарк аль-Аусат", которая считает, что независимость будет провозглашена в скором времени. Безусловно, что это не так. Без Киркука Курдистан никогда не объявит независимости. Скорее всего, независимость будет объявлена после реализации 140 статьи Конституции Ирака. Если же данная статья не будет реализована, то Пешмарга займут спорные территории. Безусловно, что в скором будущем это вряд ли произойдёт, в противном случае, жертвы среди курдов будут многочисленными. Это связано с тем, что всё-таки курдистанские силы безопасности не на таком уж высоком уровне, о чём говорят нам постоянные теракты в Киркуке, покушение на руководителя спецслужбы "Асаиш", а также погромы в Захо и погромы офисов Исламского Союза Курдистана, в которых силы безопасности просто наблюдали за происходящим. Несомненно, руководство Региона проводит политику по укреплению сил безопасности. Эффекты данной политики мы сможем увидеть только через три года.
Если курдская автономия продолжит развивать, укреплять и углублять демократию, если избежит тенденции к авторитаризму, если избежит скатывания в шовинизм – тогда она имеет все шансы стать ведущей державой в регионе после объявления независимости.
Безусловно, Ближний Восток нуждается в изменениях. Это связано с тем, что Лозаннский договор 1923 года, который подвёл итог Первой мировой войне на Ближнем Востоке и, фактически, создал политическую карту Ближнего Востока, устарел. Это был не просто договор, а целая система международных отношений, на которой, так или иначе, основывался мир на Ближнем Востоке в течение многих лет. После вторжения в Ирак эта система фактически была разрушена. Это было связано с тем, что Ирак являлся одним из составных частей данной системы и дестабилизация ситуации в Ираке, а также укрепление автономии Региона Курдистан и её стремление к независимости полностью противоречат Лозаннской системе международных отношений, поскольку эта система вообще отрицает курдов. Помимо этого, по объективным историческим причинам на передний план Ближнего Востока выдвигается курдский народ. Безусловно, это исторический процесс и региональные, а также мировые акторы международных отношений должны смириться с этим. Истории человечества известны случаи возникновения и распада государств, упадка и расцвета народов, борьбы народов за самоопределение и обретение ими независимости. История находится в динамике и это, безусловно, естественный процесс, с которым невозможно бороться. На сегодняшний день именно курды являются главным козырем Башара Асада, чтобы удержаться во власти. Именно курды являются главным козырем в руках США и Израиля в борьбе с Ираном. Именно курды являются самой главной проблемой для современной Турции.
На данном этапе Ближний Восток находится в переходном состоянии, который завершится свержением режимов в Сирии и Иране, а также созданием независимого курдского государства. Таким образом, Ближний Восток движется к Постлозаннской системе международных отношений.