Большинство людей никогда не слышали о курдской Хизбалле – я не имею в виду группу в Ливане. Так же, как Рабочая партия Курдистана, курдская Хизбалла реорганизовалась после того, как был убит ее лидер, и стремится стать альтернативой РПК и Партии справедливости и развития (ПСР) среди курдов в Турции.
Основанная в 1980-х годах, Хизбалла была вдохновлена иранской революцией и сирийскими Братьями-мусульманами. Она имеет хорошие связи с Ираном. Убежденная, что достичь исламского государства можно только с помощью оружия, Хизбалла боролась с РПК и убила десятки ее членов. РПК также убивала членов Хизбаллы.
Турция позволяла Хизбалле бороться против РПК и курдских националистов во время своей "грязной войны" против РПК в 1990 годах. Ее политика была такой же, как и в отношении Израиля и ХАМАС. И Израиль, и Турция считают, что могут настраивать своих врагов друг против друга, в то время как ХАМАС и Хизбалла извлекали выгоду из того, что государство смотрело на них сквозь пальцы.
Однако после захвата Абдуллы Оджалана, государство повернулось против Хизбаллы и убило ее лидера, Хусейна Велиоглу. Хусейн Велиоглу был заменен Исой Алтсой, сторонником невооруженной борьбы.
С тех пор, Хизбалла сосредоточилась на строительстве собственной медийной сети, фестивалях, музыкальных коллективах, общественных организациях, благотворительных и других организациях. Он хочет создать телеканал, и возможно, что спустя несколько лет группа пойдет на выборы.
В результате новой политики их влияние растет. Хотя люди не забыли насильственного прошлого Хезболлы и убийств гражданских лиц, консервативная риторика Хизбаллы и кампания против запрета головных платков в школах затрагивает нерв большей части курдского мусульманского населения.
РПК считает, что АКП хочет использовать Хизбаллу, чтобы снова разделить курдские голоса. Хотя Оджалан попытался установить мир с Хизбаллой, это не увенчалось успехом и были даже столкновения между сторонниками и членами РПК и Хезболлы. В настоящее время, про-РПК СМИ обвиняют Хезболлу в убийстве курдского студента на про-РПК демонстрации в Диярбакыре, хотя Хизбалла отрицает причастность.
В настоящее время сторонники Хезболлы голосуют на выборах за АКП, но это может измениться, если они создадут партию. АКП ошибочно думает, что Хезболла является хорошей альтернативой для РПК. Хизбалла уже конкурирует с исламистским движением Гюлена и про-курдской Партией мира и демократии.
Хизбалла может быть гораздо более сильным конкурентом АКП среди курдов, чем РПК, ввиду ее немарксистского характера. Подобно тому, как это случилось с Израилем, Турция может сделать неправильный расчет. Враг твоего врага, который является твоим врагом, не является твоим другом!
Один американский эксперт сказал мне, что даже если курды поддерживают исламистские партии, они все же курдские националисты, и в этом отношении правительство делает просчет. Один репортер CNN-Turk, спросил Хизбаллу, почему они не сосредотачиваются на Стамбуле, и адвокат Хизбаллы ответил, что их столица в Северном Курдистане, а не в Турции.
Нынешнее подавления политических движений в качестве крыльев РПК только усиливает Хизбаллу. Кроме того, исламистские движения становятся с каждым днем все более курдско-националистическими.
В то время, как РПК постепенно сосредотачивается на курдской культуре вместо марксистской коммунистической риторики, Хизбалла может быть вдохновлена победами Братьев-мусульман на выборах на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Если такие движения, как Хезболла и Братья-мусульмане будут следовать ненасильственным стратегиям, они могут стать более важными в будущем. Курдские исламистские партии могут также более сотрудничать в будущем, что будет способствовать поддержке избирателей и лучшей организации исламских партий в Курдистане. Это может поставить под угрозу или ослабить власть светских курдских политических партий.