Курды решили притормозить начавший бешено раскручиваться маховик Малики. В понедельник они под благовидным предлогом проигнорировали заседание парламента, на котором им пришлось бы принимать ту или другую сторону. Без курдов спикеру парламента Нуджаифи (представителю "Эль-Иракийи", который с самого начала работы этого состава парламента в 2010 году заявлял, что он спикер всего парламента, а не представитель "Эль-Иракийи") не удалось собрать кворум: пришло только 153 депутата, поскольку "Эль-Иракийя" (82 места в парламенте) бойкотирует заседания парламента.
Нури эль-Малики сегодня не удалось добиться лишения вице-президента Тарика эль-Хашеми депутатского иммунитета, а также отстранить от власти вице-премьера Салиха эль-Мутлака под предлогом его некомпетентности, хотя дело, безусловно, в политических разногласиях политиков. В частности непосредственно этот шаг Нури аль-Малики был спровоцирован тем, что в телеинтервью CNN Салих эль-Мутлак назвал премьер-министра Ирака "диктатором". Но этого нельзя сделать, не получив соответствующего решения парламента, которое должно быть принято большинством голосов. Причем, за определенные решения должны проголосовать 50% списочного состава парламента, а не просто 50% тех, кто участвует в заседании. У Малики, как отмечает Рейдар Виссер, остается еще возможность попытаться интерпретировать законодательство так, чтобы для принятия решения было достаточно 50% участников заседания. Но отстранить Тарика аль-Хашеми голосованием части парламента точно невозможно, требуется абсолютное большинство, поэтому его отстранение потребует более существенных юридических оснований.
Вам это ничего не напоминает?
18 декабря последовало заявление Высшего юридического совета о создании специального комитета в составе пяти человек (в Ираке будут "пятерки"), который рассмотрит обвинения против Хашеми. Однако такая процедура в отношении высших должностных лиц страны не предусмотрена действующим законодательством. Это – уже чрезвычайная мера. Таким образом, в Ираке практически на следующий день после завершения вывода американских войск появилась своя ВЧК. Выдвинуто обвинение Тарика эль-Хашеми в государственном преступлении. Сейчас его, по заявлению представителя Министерства Внутренних дел генерал-майора Аделя Дахама, обвиняют в организации террористической деятельности на основании статьи №4 Закона о терроризме. Обвинение основывается на показаниях его охранников. Выписан ордер на его арест, который власти намерены реализовать.
В настоящее время Тарику эль-Хашеми запрещено покидать Ирак. В воскресенье ему вместе с коллегами по"Эль-Иракийе" - вице-премьером эль-Матлаком и министром финансов Рафии эль-Сафии (дома всех этих политиков уже за несколько дней до этого оказались под жестким контролем сил безопасности) - военная контрразведка не позволила вылететь в Эрбиль на встречу с Масудом Барзани. Она же арестовала в аэропорту двух его охранников. В воскресенье вечером Хашеми все же вылетел из Багдада в Сулейманию, где он де факто находится под защитой президента Ирака Джаляла Талабани, хотя реально это убежище в автономном Курдистане.
Следующее заседание парламента намечено на 3 января 2012 года. Повестка будет та же, но дело против Тарика эль-Хашеми, видимо, будет уже более пухлым. Сейчас не ясно, удастся ли ему избежать ареста до решения парламента. Линия Малики просматривается ясно: изолировать и уничтожить своих (тоже весьма неоднозначных) противников.
Пока молчит Айяд Аллави, лидер"Эль-Иракийи", который является противником создания федеральных регионов по курдскому образцу.
Надо сказать, что и Салих эль-Мутлак, решительно настроенный против курдов, и Тарик эль-Хашеми, араб-шовинист, не пользуются большой популярностью в Ираке. Да и курдам их любить не за что, поскольку они много сделали для блокирования курдских устремлений, особенно в деле выполнения 140 статьи Конституции Ирака. Но демократия живет по своим законам: порой требуется спасать или по крайней мере требовать соблюдения законных процедур в отношении своего потенциального и даже уже реального политического противника, чтобы сохранить общие для всех демократические политические институты.
Локальный кризис – проявление общего.
Параллельно развивается кризис в провинция Дьялла, где провинциальный совет принял решение в пользу превращения провинции в федеральный регион (по образцу Курдистана), вслед за чем последовал ввод в провинцию, где есть спорные курдские и шиитские районы, шиитской милиции из "Армии Махди" Муктады эс-Садра. В связи с проведением не вполне мирных и без какого-либо разрешения демонстраций шиитов в Баакуба, столице провинции, заседание провинциального совета проводится в курдском районе этой провинции Ханакине, т.е., опять же, фактически под защитой курдов.
Рисунок - обложка журнала "The Week"