В Турции произошло историческое событие — впервые с момента образования Турецкой Республики ее премьер-министр принес извинения курдам за массовые репрессии по национальному признаку. Но одновременно турецкая полиция организовала облаву на курдов. Так какой же линии будет придерживаться Турция в данном вопросе? Признает ли она существование на своей территории нацменьшинства, численность которого может доходить до 20 миллионов?
В последние дни главной темой для турецких политиков вновь стал курдский вопрос и непростая история взаимоотношений этого народа с турецкими властями. Лидер некогда правящей, а ныне крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу призвал премьера и лидера находящейся у власти Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана прояснить вопрос о событиях более чем 70-летней давности.
Представители курдской общины как в Турции, так и за ее пределами давно уже добивались извинений за события 1936-1939 годов. На это время пришлось восстание курдов, боровшихся за свои национальные права в расположенном на востоке страны регионе Дерсим (ныне Тунджели). Но курды своего не добились. Турецкая армия уничтожила почти 14 тысяч человек, многие курдские деревни были стерты с лица земли, а их жители переселены в другие регионы страны.
Читайте также: Курдская тень над выборами в Турции
До сих пор власти Турции отказывались извиняться, но Эрдоган поступил по-другому. "Если власти должны принести извинения от имени всего государства, если существует такая практика, я готов извиниться. Я приношу свои извинения", — сказал глава турецкого правительства. И немедленно перевел стрелки на политических оппонентов из НРП, представители которой как раз находились у власти во время тех трагических событий. По мнению Эрдогана, оппозиционеры тоже должны извиниться.
В ответ Кылычдароглу предпочел сохранить молчание. За него отдувался глава регионального отделения НРП в крупнейшем городе турецкого Курдистана Диярбакыре Музаффер Дегер. Он призвал соратников по партии поступить так же, как и Эрдоган, за что немедленно слетел со своего места. Заместитель председателя партии Гюрсель Текин сказал так: "Своим заявлением премьер-министр заложил динамит в основу единства нашей нации".
Собственно говоря, к вопросу о "единстве турецкой нации" и сводится главная проблема Турции. Она постоянно напоминает о себе в виде совершаемых курдами терактов и убийств силовиков, а также ответными бомбардировками и облавами со стороны турецкой армии и полиции. Число жертв этой необъявленной войны перевалило за 40 тысяч, и ни конца ни края ей не видно. Курды добиваются создания независимого государства, куда бы вошли заселенные ими территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Турецкие власти и слышать об этом не хотят…
Читайте также: Турция между исламизомом и Европой
И не просто не хотят. Когда в 1923 году на развалинах Османской империи Мустафа Кемаль Ататюрк создал Турецкую Республику, в национальном вопросе был взят за основу принцип, существующий во Франции: "Все граждане страны — французы". Это далеко от реальности и во Франции, где по сей день живут корсиканцы, эльзасцы, бретонцы, баски. Принцип "все жители Турции — турки" столь же не соответствует действительности. Даже когда от Турции отвалились Балканы и арабские страны, она все равно осталась многонациональным государством.
Крупнейшим из национальных меньшинств в Турецкой Республике стали курды. Как и турки, подавляющее большинство их исповедует ислам, однако язык их принадлежит не к тюркской, а к иранской группе. В Османской империи с середины XIX века и вплоть до ее развала в 1918 году существовала провинция Курдистан. Тот же Ататюрк в первые годы своего правления издавал указы, где слово "курды" и "Курдистан" фигурировало. Но затем во имя построения единой нации фигурировать перестало.
Власти Турции вплоть до сегодняшнего дня отказывают курдам в праве на территориальную автономию. Курдская письменность на основе латинского алфавита запрещена, детям не дозволено носить курдские имена. Таблички с названиями населенных пунктов должны писаться только по-турецки. Курдский язык не имеет никакого статуса, на нем не работают школы и вузы. До 1991 года было запрещено даже исполнение песен на курдском языке. Даже численность курдов в Турции установить сложно: называются цифры от 7 до 20 миллионов (10-30 процентов населения страны). Все потому, что само наличие коренных "нетурок" турецкие законы не признают.
Стоит ли удивляться, что курды на протяжении всего ХХ века (да и в начале XXI века тоже) периодически берутся за оружие. Первое курдское восстание случилось в 1925 году, потом в 1929-м. Восстания в Дерсиме, за которое решил извиниться Эрдоган, было, что называется, "одним из". Каждый раз конец был плачевным для курдов: их выступления топились в крови, многих курдов переселяли в другие районы страны, деревни стирали с лица земли. Слово "курд" вымарывали из учебников истории, вместо них вводился термин "горные турки".
В 60-е годы на территории не оформленного юридически, но существующего в умах курдов Турецкого Курдистана начали оформляться политические партии, ставящие своей целью, как минимум, автономию региона, а как максимум — отделение от Турции и объединение в едином государстве с соплеменниками из соседних стран. Наиболее известной из таких организаций стала созданная в 1978 году Рабочая партия Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом. В 1984 году она объявила Турции войну.
С тех пор курды неоднократно устраивали теракты, нападали на турецких военных и полицейских. В ответ турки устраивали бомбардировки. В 1999 году Турции при содействии Израиля удалось захватить Абдуллу Оджалана и заточить его в тюрьму. Но проблема курдов никуда не делась. Да, несколько раз бойцами РПК объявлялось перемирие, но длительным оно ни разу не было. Теперь "курдский вопрос" усугубился еще и тем, что в Ираке после свержения Саддама Хусейна курды получили автономию и базу для нападения на сопредельную турецкую территорию. Соответственно, турецкая армия не раз вторгалась в пределы Ирака, чтобы подавить базы РПК.
И в тот момент, когда Эрдоган извинился перед курдами за один из "перегибов прошлого", турецкая провинция провела масштабный рейд сразу в 16 илах (провинциях) страны, в ходе которого были задержаны свыше 70 активистов "Союза общин Курдистана", который может быть связан с РПК. Это было сделано в рамках уголовного дела о сепаратистской деятельности, открытого еще два года назад. По нему проходят свыше 200 человек — в том числе и мэры некоторых городов юго-восточной части страны.
Нельзя сказать, что курды полностью выброшены на обочину турецкой политической жизни. Так, второй и восьмой президенты Турецкой Республики Мустафа Исмет Иненю и Тургут Озал были курдами по происхождению. Кстати говоря, Озал 15 апреля 1993 года договорился с РПК о перемирии, но спустя два дня внезапно умер. (До сих пор его вдова подозревает, что его убили те, кто не желал мира с курдами). Своих представителей в парламенте имеет Партия мира и демократии (ПМД), которую считают прокурдской. Но все вышесказанное пока никак не повлияло на официальное признание курдов Турецкой Республикой.
Как относится к курдскому вопросу Запад и особенно Евросоюз, в двери которого Турция стучится аж с 1982 года? Двояко. С одной стороны, РПК признана там террористической организацией. С другой, на территории стран Европы живут миллионы курдов, действуют курдские организации. В качестве одного из требрований для вступления в ряды Евросоюза Турции выдвинуто смягчение давления на курдов и наделение их национальными правами. Так, может, Эрдоган и решил извиниться за события конца 1930-х годов, чтобы Европа меньше к туркам придиралась.
Так или иначе, слова турецкого премьера сняли многолетнее табу на обсуждение курдской темы в высших эшелонах власти Турции. Однако о принципиально новом отношении к курдам говорить не приходится. Существование такого нацменьшинства по-прежнему не признается. Где-то турок понять можно: в случае признания курдов возникнет риск отделения чуть ли не четверти территории страны. Но этот риск давно уже есть и без всякого признания — долгие годы на юго-востоке страны идет война. И идет во многом потому, что в Анкаре уперлись в формулу "все жители Турции — турки".
И пока эта формула работает, заколдованный круг в виде вооруженных вылазок курдов и ответных силовых действий турецких силовиков разомкнут не будет.