В Ираке зреет межконфессиональная война. Таково общее мнение большинства политиков и комментаторов, следящих за ситуацией в этой стране. В четверг в одном только Багдаде погибли более 60 человек в результате десятков террористических актов.
Заметим, что это наиболее крупная вспышка насилия после окончательного вывода американских войск на прошлой неделе. Примечательно, что текущей эскалации предшествовал явственный политический сигнал.
Напомним, 20 декабря власти Ирака объявили в розыск заместителя премьер-министра суннита Тарека аль-Хашими. Глава правительства страны шиит Нури аль-Малики обвинил своего заместителя в организации покушения на него, а также в финансировании террористической деятельности. Однако вице-премьер предусмотрительно укрылся на территории курдской автономии на севере страны и выступил с опровержением обвинений в свой адрес, охарактеризовав их как беспочвенные и политически мотивированные.
Он и его сторонники утверждают, что обвинения сфабрикованы шиитскими политиками во главе с Н.Малики. "Я готов предстать перед судом, но ради сохранения законности процесса я протестую против предварительного следствия", - заявил опальный вице-премьер. Он также настаивает на проведении судебного разбирательства не в Багдаде, а в иракском Курдистане, фактически не подконтрольном центральному правительству.
Попытка его сторонников-суннитов бойкотировать работу правительства вызвала угрозу Н.Малики сместить всех министров из суннитского блока "Иракия". Усилия Вашингтона по-быстрому разрядить кризис не возымели успеха. Вице-президент США Джо Байден по телефону призвал главу правительства и спикера парламента провести экстренные переговоры со всеми иракскими лидерами. Однако его совету в Багдаде не вняли.
Напомним, "межконфессиональный мир" в руководстве страны был достигнут после выборов 2010 года с большим трудом и под влиянием Вашингтона. Несмотря на то, что по фактическим итогам выборов лидировала суннитская "Иракия", шиитские партии смогли создать более мощную коалицию. Тогда Вашингтон убедил стороны договориться о разделе власти и высших постов в государстве, в результате чего премьером стал шиит, спикером парламента - суннит, а президентом - курд.
Также иракский премьер не пошел на равноправный раздел властных полномочий и, вопреки своему обещанию, не создал структуру по "стратегической политике", которую должен был возглавить один из суннитских лидеров.
Наблюдатели отмечают в этой связи, что такое "национальное единство" в стране никогда не было прочным, и, по-видимому, от полного развала его удерживали лишь американские штыки.
Теперь же сунниты опасаются, что после ухода американцев лидеры шиитского большинства во главе с премьер-министром попытаются консолидировать всю власть в своих руках и тем самым превратить их в граждан второго сорта. Напомним, что с точностью до наоборот такая же ситуация была в Ираке во времена Саддама Хусейна, когда шиитское большинство было под пятой малочисленной суннитской элиты.
Как пишет авторитетная газета Christian Science Monitor, политический кризис может вылиться в гражданскую войну, если угроза иракского премьера "отлучить" суннитов от власти будет осуществлена. В США критики уже предъявляют Белому дому счет за неблагоразумное решение о полном выводе войск. Напомним, что военные рекомендовали администрации сохранить в Ираке значительный военный контингент. И хотя, судя по источникам критики, речь идет скорее о межпартийном соперничестве между республиканской оппозицией и демократами, находящимися у власти, нынешней администрации Барака Обамы накануне президентских выборов она совершенно ни к чему. Как сообщает радио "Свобода", потенциальная нестабильность в Ираке может оказаться крайне неприятной новостью для президента Б.Обамы: "Победоносный лозунг "Задача выполнена", брошенный администрацией Дж.Буша после разгрома иракской армии и, как позже выяснилось, перед самым началом длительной военной кампании, стал на несколько лет обвинительным ярлыком в устах его политических противников". Теперь же, видимо, тень подобной угрозы нависла над нынешним американским президентом.
По мнению многих аналитиков, на фоне текущего кризиса, возникшего вследствие нарушения межконфессионального баланса власти в иракском правительстве, существует вполне реальная угроза распада страны на несколько частей. Следует отметить, что сегодня Иракский Курдистан уже обладает всеми атрибутами государства, включая флаг, гимн, армию, полицию и суды, и демонстративно не подчиняется багдадскому правительству. Его де-юре отделение от Ирака можно считать вопросом времени и воплощением исторической мечты курдов обрести свою государственность на стыке территорий Ирака, Сирии и Турции.
По сообщениям, санкция на арест Тарека аль-Хашими, уже стала триггером резкого роста сепаратистских настроений среди суннитов. По сообщению британской газеты Guardian, три иракские провинции, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, уже выразили готовность по примеру курдов Северного Ирака объявить автономию. Очевидно, что правительство, в котором доминируют шииты, добровольно не позволит им это. Но, как отмечают наблюдатели, иракских суннитов может вдохновить на восстание пример их сирийских единоверцев, которые борются против правящего в соседней стране алавитского режима Б.Асада при поддержке суннитских монархий Персидского залива и Турции.
Что же ожидает в таком случае Ирак - гражданская война? Вполне вероятно, что да.
Избежать грядущего хаоса, разрухи и междоусобицы иракцам могла бы помочь федеральная система или, что еще лучше, суннитская автономия самого высокого уровня, подразумевающая полное самоуправление, наличие сил безопасности и, по большому счету, право самостоятельного определения жизненного пути всей суннитской общины. Однако, памятуя о том, как страдали шииты во времена Саддама Хусейна и насколько они притеснялись, не думается, что шииты упустят свой шанс на всеобъемлющий реванш.