Несмотря на бюджет Ирака на 2012 год много больше, чем бюджет предшествующего года, рост федерального бюджета не приведет к пропорциональному росту бюджета Курдистана.
Из иракского бюджета, который составит 117 триллионов иракских динаров (приблизительно около 100 млрд. долларов), КРГ получит только 12,6 триллиона иракских динаров, что составляет 10,7% от всего бюджета. Это при том, что Иракский Курдистан должен получать 17% иракского бюджета ежегодно.
Если бы КРГ было выделено 17%, то бюджет региона составил бы 19,9 триллиона иракских динаров. Таким образом, бюджет региона недополучит 7,3 триллиона иракских динаров.
Ахмед Чавшин (Ahmed Chawsheen), депутат парламента Ирака и заместитель председателя комитета по финансам, заявил в интервью газете "The Kurdish Globe", что Багдад использовал технический трюк, чтобы уменьшить бюджет Курдистана. "В этом году Багдад резко увеличил суверенный бюджет, чтобы уменьшить долю Курдистана как можно сильнее", - пояснил депутат Чавшин.
По Конституции, бюджет, выделенный для президентской администрации, т.е. суверенный бюджет, должен обособляться до того, как из оставшейся части будут высчитываться доли провинциальных бюджетов.
Депутат Чавшин, являющийся экспертом в экономике, доказывает, что суверенный бюджет специально увеличен так сильно, "поскольку большая часть средств, зарезервированая для этих целей могла быть выделена через бюджеты министерств и других правительственных институтов".
На 2012 год Багдад выделил 40 триллионов динаров на суверенные нужды. Из них 7 триллионов предназначено для Национальной оборонной системы (the National Defense System), но при этом ни одного пенни не выделено для Сил пешмерга Курдистана, которые по Конституциии явялются частью Национальной оборонной системы.
Споксман Министерства пешмерга Курдистана Джаббар Явар (Jabbar Yawar) заявил, что министерство не получало средств из Багдада даже в прошлом году (2011).
Хотя иракские власти, а именно премьер-министр и министр финансов заявляют, что Курдистан получает 17% федерального бюджета, с 2004 года доля Курдистана была в районе 10-12% от иракского бюджета.
Чавшин сообщил "The Kurdish Globe", что "в соответствии со статьей 14 проекта бюджета, национальное и региональные Бюро финансового аудита (the National and Regional Financial Audit bureaus) учитывают федеральные доходы, собираемые в Курдистане, и требуют, чтобы региональное министерство финансов отправляло эти деньги в Багдад ежемесячно.
Доходы, которые подпадают под эту статью, включают доходы от таможни и правительственные сборы, которые в данной статье определеяются как доходы федерального бюджета и которые должны поступать в национальный бюджет.
Хотя Багдад пытается учитывать и отслеживать доходы Курдистана детально, он не справляется с расчетом доли региона в федеральном бюджете с такой же точностью.
В статье 2 проекта бюджета были упущены 34 миллиарда иракских динаров. В соответсвии с этой статьей, региону выплачивается 1 доллар США с каждого барреля добытой и экспортированной нефти. В этой статье эта часть бюджета Курдистана оценена в 41,35 миллиардов иракских динаров, но, по соглашению между Эрбилем и Багдадом, производство и экспорт составит 175 тысяч баррелей нефти в сутки.
По расчетам, депутата Чавшина, если Курдистан будет экспортировать 175 тысяч баррелей в сутки, его доля от экспорта дорлжна составить 75,18 миллиарда иракских динаров.
Заместитель председателя Комитета финансов парламента Ирака рассказал, что из проекта бюджета 2011 года были исключены 44 миллиарда иракских динаров, предназначавшиеся для бюджета развития провинций региона. "После того, как я обнаружил это и поставил вопрос, они добавили в бюджет 8 миллиардов, но еще не выплатили оставшиеся 36 миллиардов динаров".
Депутат Чавшин рассматривает эти действия как дискриминацию региона и его населения и призывает власти Курдистана объединить усилия, чтобы вернуть свои права.
Перевод Вадима Макаренко для Kurdistan.Ru