Политическая система современного турецкого государства, созданного на принципах кемализма в начале XX века, превратилась в политический анахронизм. В условиях меняющегося мира, лозунг - одна страна, один народ, одна родина, изначально задуманный как инструмент ассимиляции народов населяющих Турецкую Республику изжил себя и перестал быть эффективным. Турция по определению не может оставаться унитарным государством и дальнейшие попытки руководства этой страны сохранять нынешнее положение дел в основном насильственными методами, может привести к её развалу со всеми вытекающими из этого последствиями. Хотя мы и не являемся сторонниками сохранения Турецкого государства, тем не менее, считаем, что его развал может вызвать - войну всех против всех, что допустить нельзя. В этой связи особенно следует отметить повышение самосознания курдского населения. Если 30 лет назад курдов официально и не существовало в Турции, то сегодня благодаря действиям РПК и её лидера, благодаря экономическому и политическому становлению и развитию общества Южного Курдистана, а также общей политической ситуацией сложившейся в мире и, в особенности на востоке, курды превратились в серьёзную общественно-политическую силу с которой надо считаться.
Исходя из этого в качестве первоочередных мер, в Турции считаем целесообразным, сделать следующее:
1. Изменить название современной Турецкой республики на турецко-курдская федеративная республика.
2. Создание субъекта Федерации в составе турецко-курдской Республики под названием Республика Северный Курдистан на востоке страны, где доминирует курдское население-16 провинций.
3. Внести соответствующие изменения в конституцию Турецкой Республики и называть эту страну государство турок и курдов или турецко - курдская федерация.
4. Записать в конституции, что курды являются государствообразующей нацией.
5. Снизить 10% барьер прохождения в общегосударственный парламент до 5 %.
6. На территории курдского субъекта турецко - курдской федерации государственным языком сделать наряду с турецким курдский.
7. Ввести в Северном Курдистане пост Президента (который будет избираться раз в 4 года общенародным голосованием 50% плюс 1 голос).
8. Создание в Северном Курдистане собственного Парламента. Также ввести пост Премьер – министра, который будет избираться большинством парламента. Назначение представителя центрального правительства может происходить только в случае одобрения его кандидатуры Парламентом Северного Курдистана.
9. Создать Национальную гвардию Северного Курдистана на базе формирований РПК.
10. Обязать чиновников желающих работать в государственных структурах на территории курдского субъекта федерации знать курдский язык (с учётом ситуации и отсутствия опыта изучения курдского языка ввести это правило через 5-10 лет).
11. На федеральном уровне (в центральном правительстве) посты вице-президента, вице-премьера и зам. председателя парламента назначать по представлению Парламента Северного Курдистана после одобрения их кандидатур большинством Парламентом Северного Курдистана.
12. Минимум 30% общегосударственных министерских портфелей закрепить за Северным Курдистаном, в том числе и как минимум одно ключевое министерство (министр обороны, министр МВД или финансов).
13. Предоставить Президенту Северного Курдистана предоставлять гражданство всем по его усмотрению, курдам и не только.
14. Освободить из тюрем всех тех, кто отбывают наказание по 301 статье, по статье терроризм (имеется ввиду сторонники РПК, в том числе и Абдула Оджалан), Провести полную реабилитацию этих лиц. Прекратить все уголовные дела по этим статьям.
15. Способствовать возвращению лиц из политической эмиграции.
16. Выделить компенсации за моральный и материальный ущерб всем тем (или членам их семей) кто пострадал от незаконного заключения (в контексте т.н. борьбы с РПК), тем, кто пострадал в результате т.н. контртеррористических операций.
17. Провести тщательное расследование по всем делам незаконного применения силы против курдов, за последние 30 лет (т.н. контртеррористические операции, зачистки, пропажа людей). Установить всех лиц причастных к этим незаконным действиям - сотрудники спецслужб, полицейские, военные, сельская милиция и пр. Однако с целью достижения национального применения не привлекать их к уголовной ответственности, но ввести для этих лиц пожизненный запрет на работу в государственных структурах.
18. Раскрыть турецкие государственные архивы, архивы спецслужб и полиции и сделать их доступными для исследователей.
19. Способствовать открытию дошкольных учреждений, школ, профессионально-технических образовательных заведений, техникумов и высших учебных заведений с преподаванием на курдском языке в Северном Курдистане и за его пределами.
20. Создать в крупных городах турецко-курдской федерации с многочисленным курдским населением, за пределами Северного Курдистана (например, Стамбул, Анкара, Измир и т.д.) национально-культурные автономии.
21. Создать и из государственных средств финансировать телеканалы, радио станции, газеты и журналы на курдском языке.
22. Способствовать развитию театральных групп, фольклорных ансамблей, изучению истории и культуры курдов.
23. Ввести на территории Северного Курдистана свободные экономические зоны. Ввести ряд налоговых льгот для поощрения экономической активности в регионе. Разработать специальную программу занятости населения.
24. Вернуть географические исконно курдские названия всем регионам, рекам, озёрам, городам и пр. на территории Северного Курдистана.
Манифест весьма и весьма далёк от совершенства и может и должен быть изменён и дополнен, так как это всего лишь попытка показать наше видение выхода из сложившегося кризиса. Понятно, что турецкая сторона, сегодня, не будет согласна выполнить и одного из вышеперечисленных пунктов. Но это не лишает нас права выдвигать свои требования. С другой стороны, сторонники независимости Курдистана также очевидно не одобрят вышеперечисленных тезисов. В любом случае мы считаем, что есть над, чем поразмыслить и всех тех, кто заинтересован в этом вопросе, приглашаем к диалогу.
Виталий Набиев (Анкоси) Председатель "Союза Курдов Грузии"