В декабре 2011 – январе 2012 года несколько сот контрактников, в том числе и многие американцы, которые работают по договорам с американским посольством в Ираке, не успевших переоформить в иракских органах власти документы (визы, лицензии на оружие, разрешение на право перемещаться по определенным маршрутам, и пр.), ранее выданные американскими военными, попали в кутузки или застряли в аэропортах, ожидая правильно оформленных виз на въезд в Ирак. В выдаче новых лицензий на оружие многим контрактникам отказано. Каждый "нарушитель" отвечал лично, сроки задержания оказались в диапазоне от нескольких часов до нескольких недель. Условия в изоляторах были далеки от комфортных (насекомые, грязновато, скудное питание). Введены ограничения на выдачи иракских виз контрактникам, многим из них предстоит покинуть страну в самое ближайшее время, чтобы не оказаться под арестом. Многие не смогут попасть в Ирак.
Таковы первые шаги и новые реалии Багдада, утверждающего национальный суверенитет в вопросах регулирования деятельности иностранных "силовиков" и других иностранных служащих, работающих в стране по контракту. Стоит напомнить, что только в нефтяном секторе Ирака задействованы десятки тысяч контрактников разных специальностей. Пять тысяч контрактников наняты охранять американское посольство, где служат 11 тысяч человек. Въезд в Ирак и пребывание иностранцев на его территории полностью переходят под контроль иракских властей. Неправильно оформленные документы, а также все случаи недопонимания, как они должны быть оформлены, могут стать причиной длительного задержания. Видимо, существенно изменится процедура рассмотрения правомерности использования оружия теми, у кого оно останется (если останется). Кстати, именно иммунитет от судебного преследования национальными властями стал камнем преткновения (по крайней мере, формально) в попытке согласовать пребывание военнослужащих США в Ираке после 2011 года.
Ирак открыт, страна нуждается в иностранных специалистах, но сперва законные формальности. Ничего особенного, как и везде в мире. В этом смысле Ирак возвращается к нормальному режиму, но сама ситуация в стране, где почти каждый день гремят взрывы, далека от нормальной. Кроме того, многие отвыкли от норм: все-таки почти прошло девять лет "военного положения", выработались привычки.
Все это вызывает нарекания и проблемы, тем более, что это помножено на иракскую бюрократию, которая не всегда понимает, как и что делать в этой ситуации (кто и кому должен давать разрешения, в какие сроки и пр.). Объективно резко и, видимо, достаточно "неожиданно" меняется статус многих лиц, нанятых по контракту частными компаниями и дипломатическими структурами иностранных государств, что способно породить, может быть, лишь временно, проблемы как в экономике, так и в политике. Почему не ждали? Международный режим меняется на национальный, как и было запланировано.
Объективности ради, надо сказать, что в Ираке очень не любят западных контрактников, припоминая им случаи чрезмерного, как здесь считается, применения насилия с их стороны. Наиболее яркий случай произошел на площади Нисур сквеа в 2007 году, когда контрактники из "Блэкуотер" застрелили 17 гражданских лиц. Многие высокопоставленные лица Ирака считают, что все скоро уладится, но эксклюзивный статус с разного рода иммунитетами иностранные граждане, безусловно, потеряют. Многим придется покинуть страну, поскольку иракцы сыты по горло "охранниками" и не хотят их видеть. Иностранным компаниям, видимо, придется нанимать иракскую охрану.
В самом Ираке приоритет отдается безопасности собственного правительства, танки введены в Зеленую зону, а иностранные компании, в том числе и американские, из нее выведены.
"Кто здесь временные? Слазь! Кончилось ваше время!"