Ряд международных информационных агентств распространили информацию о том, что американские военные приняли решение об усилении "мер безопасности" в отношении ключевых объектов в Ормузском проливе. Напомним, что вся эта история связана с угрозами иранской стороны блокировать пролив для прохода нефтеналивных танкеров, что составляет реальную угрозу для энергетической безопасности США. Соответственно, Тегеран такую угрозу озвучил в ответ на усилившиеся слухи о "скором военном ударе" со стороны американцев и израильтян.
В этой связи "на полном серьезе" рядом аналитиков утверждается, что американцы на официальном уровне несколько раз предупреждали Израиль "о недопустимости принятия односторонних силовых мер", на что внятного ответа якобы не получили. При этом как-то упускается из виду, что тот же израильский министр обороны Эхуд Барак совсем недавно официально подтвердил, что "Израиль не собирается в одностороннем порядке наносить удары по Ирану".
Если отбросить в сторону взаимное "надувание щек", воинственную риторику и перейти к чисто военным деталям, то становится очевидным, что израильтяне не смогут в одиночку сделать нанести Ирану и его ядерной программе невосполнимый ущерб. Мы не берем сейчас возможность применения ядерного оружия, поскольку это совсем другая тема и очевидно, что без нападения со стороны Ирана о таком сценарии нельзя серьезно говорить даже в теории.
Для того чтобы нанести эффективный удар с воздуха, необходимы несколько стационарных плацдармов в этом регионе, которыми израильтяне не располагают. Представить, что свою территорию для базирования (пусть и временного) израильским ВВС предоставит Турция или какая-то из ближневосточных стран, наивно. Такое под силу только США, и то после долгого "выкручивания рук". Проведение операции наподобие "наскока" на иракский реактор во времена Саддама Хусейна в случае с Ираном не пройдет. И не потому, что иранцы обладают более сильными системами ПВО, а по гораздо более прозаичной причине. Поражать необходимо несколько десятков объектов по всей стране одновременно, на что отводится очень ограниченный период времени. При этом достижение основной цели – уничтожение или отбрасывание иранской ядерной программы на десятки лет назад – при таком варианте не достигается. При таком варианте можно разбомбить АЭС в Бушере с угрозой возникновения "ближневосточного Чернобыля" для всего региона, не более того. Нанести непоправимый ущерб (например, уничтожив энергогенерирующие мощности по всей стране) можно только нанося эшелонированные ракетно-бомбовые удары в течение, как минимум, недели. Повторим, что это требует наращивание группировки на заранее заготовленных плацдармах в той же Саудовской Аравии или Турции. Причем группировка должна перекрывать иранские силы как минимум в три раза. Хотя американцы всегда доводят это число до 1:5 как было в случае с тем же Ираком в двух войнах. При этом осуществление такой операции исключительно с авианосцев и подводных лодок нереально. Ничего этого пока не наблюдается, что свидетельствует только об одном: в Вашингтоне не рассматривают в настоящее время возможность проведения широкомасштабной операции против Ирана, а весь шум по этому поводу, скорее всего, является началом предвыборной кампании.
Собственно поэтому США и настойчиво отговаривает Израиль от такой авантюры, справедливо полагая, что любой удар израильтян по Ирану генеральной задачи не решит, а лишь спровоцирует волну активизации проиранских сил и группировок на том же Аравийском полуострове. В частности, руководитель одного из самых многочисленных тарикатов "Аль-Азмазийя" (около миллиона членов) в Египте шейх Абдул Азим уже пригрозил в случае нападения на Иран объявить фетву о джихаде против Израиля. Несомненно, что такое развитие событий даст дополнительный импульс к активизации и салафитам. Более того, вмешательство Израиля однозначно вызовет публичное осуждение всех исламских стран, какие бы симпатии или антипатии к Тегерану они не испытывали бы. Такого варианта категорически не желают в Эр-Рияде. Свидетельством этого является его реакция на эпизод с заговором с целью убийства посла КСА в Вашингтоне, которое якобы организовывал КСИР. Об этом моменте стоит поговорить отдельно, пока ограничимся лишь констатацией официальной саудовской реакции. В частности посол КСА в Тегеране Аль-Зануси опроверг, что "Эр-Рияд разделяет выдвинутые Вашингтоном обвинения против Ирана", и подчеркнул, что "КСА не позволит недоброжелателям использовать этот эпизод в неблаговидных целях". Представитель КСА в ООН Моаллем в свою очередь, комментируя соответствующую резолюцию Совбеза ООН, заявил, что она не обвиняет и не осуждает какую-либо сторону.
По прогнозам иранских спецслужб, которые более трезво оценивают ситуацию, США не пойдут в ближайшее время на открытую военную операцию, а ограничится введением более жестких мер по блокированию иранского нефтяного экспорта на фоне усиления психологической войны. В частности, имеется в виду изолировать Центробанк Ирана от мировой финансовой системы и тем самым максимально затруднить расчеты за поставки нефти. Эта мера представляется очень спорный по эффективности. Даже в случае отказа европейцев от иранской нефти, остается еще Пакистан, Китай и Япония, которые перестроиться на новые рынки в такое быстрое время просто не смогут. Кроме того, блокирование экспорта из Ирана однозначно вызовет повышение цен на нефть, что вряд ли придется по душе тем же европейцам.
По оценке иранцев, параллельно с этим будут продолжаться силовые операции по нейтрализации не только ученых-ядерщиков в самом Иране, но и агентуры влияния Тегерана в регионе. По данным КСИР, убийство тех же Б.Раббани в Афганистане и муфтия Сирии шейха Хасуна во многом обусловлены именно этими соображениями. Но в общем и целом ситуация в среднесрочной перспективе не перерастет из сферы тайных операций и экономического прессинга в более "горячую фазу".