"… Афганистан особый случай в мировой практике существования государственности. Поэтому к решению проблемы Афганистана мировая сообщность должна подходить по-особому, нестандартно. Проблему Афганистана нельзя и невозможно решить только военным, экономическим или политическим способом..."
15 ноября 2011 года состоялся Лойя Джирги в Афганистане. Хамид Карзай выступая на церемонии открытия Лойя Джирги, озвучил целый ряд программных установок и в завершение своего выступления сказал:
"Афганцы хотят мира. Вопрос в том, как достичь этого мира? С кем жить в мире? С кем вести диалог? Вот о чем я хотел бы посоветоваться с вами – представителями афганского народа. Нам надо пересмотреть свое отношение к строительству мира". То, с чем обратился Карзай к так называемой политически активной части населения сегодняшнего Афганистана, в итоге с тем и остался, на Лойя Джирги были собраны люди, которые в основном и сами являются причинами всех бед Афганистана. Нынешняя Афганская власть и мировое сообщество пытаются привести Афганистан к миру и согласию общепринятыми способами в мире. Афганистан не тот случай. Поэтому в прошлом и сегодня, у заинтересованных лиц и организаций ничего не получается.
Афганистан. Многострадальный народ Афганистана. Ни для кого в мире не секрет, что эта страна и его народы за последние, наверное, более 100 лет не знают, что такое мирная жизнь и мирное существование. Из-за неоднократного вмешательства из вне, внутренние распри на клановой, национальной и религиозной почве, никак не дают даже зародиться зачаткам мирной жизни на этой многострадальной земле. Проблема Афганистана и афганцев давно вышла за рамки этого государства, и будоражить весь мир. Наверное, каждый ребенок в мире знает, что есть Афганистан.
Не будем совершать экскурс в историю Афганистана, об истории этой страны некоторые люди знают больше, чем историю своего государства. Так много говорится и пишется про эту страну. Я совсем о другом. О сегодняшних проблемах этой страны и о возможном пути решения проблем.
Начиная с 2001 года, в Афганистане начинается очередная война, после сентябрьских террористических актов в Америке, США при поддержке НАТО, практически оккупировала эту страну. И, по утверждению американцев и ООН, начали строить мирное демократическое общество. Но проклятая страна Афганистан, опять мира не получилось.
О провале добрых намерений цивилизованного мира говорилось в выводах Европарламента в 2010 году. Практически Европа и США признались в своем бессилии в Афганистане и начали искать пути, как быстрее покинуть территорию этой страны. Перечислю некоторые из этих проблем:
- Европа и международное сообщество признало, что за девять лет войны, международное участие в ней не привело к успеху в ликвидации повстанческой (подчеркиваю, повстанческой) деятельности Талибана и не принесла мир и стабильность в Афганистан;
- не видно конца решения проблем Афганистана, при этом международные вооруженные силы не способны победить Талибан и Талибан не способны победить интервентов;
- к удивлению оказалось, что Аль-Каеда к 2009 году полностью отсутствует на территории Афганистана. Это тогда признали многие высшие официальные лица США;
- большинство населения Афганистана принимало и принимает войска коалиции как оккупантов;
- с финансами, которые поступали для восстановления экономики и мира в Афганистане, происходило следующее: все закупки проводились через тендеры, естественно все деньги разворовывались и уходили на оказание различных услуг, не принося дохода экономике страны, выполнение различных работ доставалось иностранным компаниям, всеми деньгами распоряжались доверительные фонды (свои фонды). Полностью, изначально финансовой помощью не могло воспользоваться или распределить правительство страны. То есть, представители самих же оккупантов расходовали деньги на свое усмотрение, в бюджет страны поступало не более 20% суммы;
- оккупационные силы с самого начала войны не стали привлекать для установления мира широкие слои населения, к данному вопросу подходили расчетливо и избирательно;
- выделяли деньги для ликвидации безграмотности среди детей, в тоже время миллионы детей ежедневно голодали;
- не проведя среди населения просветительской работы, попытались ввести светские законы взамен законов шариата;
- армия создана по принципу "надо, нужна своя армия", в результате эта армия разбежится, как только выведут войска коалиции;
- производство наркотиков увеличилось во много раз;
- число афганцев, употребляющих наркотики, увеличилось как минимум вдвое;
- наркоиндустрия увеличила свое влияние на государственное управление;
- коррумпированность чиновников в новой власти и т.д.
Эти же проблемы были рассмотрены в программе Международной конференции по Афганистану в Боне в 5 декабря 2011 года. Главный итог конференции, это отсутствие конкретных, действенных предложений по решению Афганских проблем. Конференция стала повторением решения Европарламента принятого в конце 2010 года, только на другом уровне. Одни обещания. Никто из собравшихся, в том числе и Карзай, точно не представляют и боятся того, что будет происходить в Афганистане после вывода войск 2014 году. Все обещания глав, собравшихся в Бонне стран, - это заверения Карзаю, что после 2014 года они будут помогать Афганистану.
Проблемы, возникшие и добавившиеся к уже имеющимся проблемам до 2001 года в Афганистане, можно перечислять бесконечно. Без самих афганцев, без их согласия невозможно решить проблему и принести мир в эту страну. Это поняли и в Европе и в США, но поздно. Они запустили огромный механизм саморазрушения в Афганистане. Последние люди, которые надеялись, что вот пришли "цивилизованные" люди из "самой" Америки и Европы и они принесут им мир, за десять лет новой войны, убедились что ошиблись, разрушились их мечты, как карточный домик.
Упор международных сил на авторитет одного человека при решении проблем Афганистана, в нашем случае на Карзая, ошибочен. Опять повторяю: Афганистан не тот случай. При налаживании мира в стране, где проблемы разнообразны, противоречивы, где разный состав жителей страны по национальности и вероисповеданию, акцент делать на авторитет одного человека, тем более из этой же среды ошибочно, так как этого политика и не все стороны конфликта признают его как легитимного лидера. Вариант примирения народа с упором на одного авторитетного человека возможен, когда страна многонациональна по составу и большинство жителей исповедуют одну веру. Такой вариант успешно реализует Россия в Чечне, Абхазии и Южной Осетии. Когда вся политика примирения рассчитана и строится вокруг авторитета одного сильного политика, Кадыров, Кокойта, Анкваб.
Почему все усилия замыкаются на Карзае? Все прекрасно понимают, что, возможно, Карзай погибнет шахидом не раньше весны следующего года, талибы постараются. Хотя лично я ничего против Карзая не имею, любой человек, который, заранее зная, что его все равно убьют, но все-таки соглашается и берется за какое-то опасное дело, заслуживает уважения. Дело в том, что вся экономическая и военная помощь Карзая после 2014 года превратится в пыль. Да любого лидера изнутри страны, поставленного США или НАТО, постигнет учесть приговоренного. Надо сначала всех примирить, объединить одной целью, потом решать другие проблемы.
Все вмешательства извне желаемого мира в Афганистан не принесли. А усугубили до невозвратной точки национальные, местнические и религиозные конфликты в этой стране. В результате, если оставить Афганистан без вмешательства внешней силы они, афганцы еще долго будут воевать между собой.
Мир и согласие в Афганистан хотели принести СССР, талибы, Европа и США, ООН и ЕС, политики, экономисты, гуманисты, государственные чиновники, мировая военная машина, то есть все, кому надо было это или нет. Не видно просвета, намека на мирную жизнь.
Все эти силы игнорировали особенность Афганистана и народов, которые проживают там. СССР всю свою военную и экономическую помощь сопровождал и ставил условием за помощь афганскому народу жить коммунистическими идеями, США и НАТО пытаются привить афганцам демократические принципы. Абсолютно ясно, что первые как и вторые не учитывали и не учитывают, что афганцы безразличны к любым западным идеям, которые мы называем цивилизованными. Дошло до того, что даже идеи мусульманства им стали почти в тягость из-за постоянного конфликта различных течений ислама, конфликта радикалов и умеренно настроенных мусульман. Деградировавший и всем надоевший национальный конфликт между пуштунами, таджиками, узбеками и хазарийцами, привел к тому, что среди народа приветствуется и доминирует больше клановые и родовые интересы, чем национальные. Афганцы никому не верят, и любое вмешательство извне воспринимают как угрозу, как вмешательство в свою самобытную жизнь.
Другая особенность Афганистана в том, что все ныне живущее население страны или родилось, или родилось и выросло на войне. Они, афганцы, не знают, что можно жить без войны. Возможно, большинство, особенно молодое поколение, живет мыслью, что и в остальном мире идет постоянная война, как у них на родине. Так вот, пока этих людей не оторвать от оружия, пока не показать или не объяснить, что можно жить и без войны, что без войны жить лучше, все попытки добиться мира будут заканчиваться неудачей.
Большая проблема - безграмотность населения. Все знания афганцев это Ислам и основы религии.
Геополитические, военные и экономические интересы сильных стран цивилизованного мира в Афганистане, лоббирование своих интересов этими странами в Афганистане, еще одна серьезная причина нестабильности и войны в этой многострадальной земле.
Даже если вернуться назад вглубь истории и посмотреть на историю колонизации слабых стран сильными, то можно прийти к такому выводу, что те страны-колонизаторы, которые не запрещали и не уничтожали язык, культуру, религию аборигенов, таким образом, гарантировали себе более спокойное и долговременное управление своими колониями. В итоге колония, после обретения свободы, кроме независимости получала еще экономическое и политическое развитие. В обратном случае получалось наоборот, постоянное сопротивление аборигенов и отсутствие всякого развития.
Есть еще сила, ввиду различных причин, в том числе политических, это сила консолидировано, с единым мнением и видением проблемы серьезно не вмешивалась в межафганский конфликт. Эта сила - религия, Ислам и исламский мир. Из-за вмешательства извне, СССР и США, это сила никогда серьезно не была объединена для решения этого конфликта. Ислам, особенно представители духовенства Исламского мира, династии, представляющее наследников пророка Мухаммеда, они могли бы помочь в решении этого конфликта. Глубоко религиозные люди, афганцы прислушались бы к мнению этих людей.
С точки зрения экономики, в случае наступления мира и согласия в Афганистане, в принципе, эта страна могла быть самодостаточной и экономически независимой. Поскольку запасы природных ресурсов газа, нефти и других минералов оценивается примерно триллионы долларов США (данные европейских специалистов), плюс сельское хозяйство, плюс удачное географическое расположение государства на транспортных путях (Шелковый путь). То есть, нужен только мир и все будет в Афганистане хорошо.
На сегодняшний день единственное, что еще хоть как-то объединяет Афганские народы это религия, так как большинство населения страны мусульмане, и еще усталость от бесконечной войны.
Афганистан - особый случай в мировой практике государственности. Поэтому к решению проблемы Афганистана мировая сообщность должна подходить по-особому, нестандартно. Проблему Афганистана нельзя и невозможно решить только военным, экономическим или политическим способом. Тем более, там не возможно что-то решать, если не добиться единства основной массы населения этой страны. Необходимо дать им цель или идею, которая могла бы хотя бы в начальном этапе, объединить политическую, религиозную, национальную и экономическую элиту Афганистана.
Так как можно считать, что уже все, кто мог, попытался помочь Афганистану. Все ранее известные способы уже применяли, чтобы принести в эту страну мир и согласие, учитывая особенности конфликта в Афганистане, учитывая внутреннее и внешние причины войны в этой стране, я осмелюсь предположить, что самым правильным решением, для того чтобы добиться мира в Афганистане, будет следующий вариант. Постараюсь по пунктам расписать свое видения выхода из данного кризиса.
1) Установить в Афганистане монархию (подчеркиваю, временную конституционную монархию).
а) после восстановления экономики и государственных институтов, мира и согласия дать афганцам право на самоопределение и выбор государственного строя;
б) для этого пригласить с согласия афганцев, одного из наследников исламской династии. Или же любого другого авторитетного человека, которого знали бы в Афганистане, но он не принадлежал бы ни одному из ныне живущих в Афганистане родов, племен, человека родившегося и выросшего вне Афганистана;
в) заключить договор (контракт) с монархом, где определить его обязанности, права и полномочия, и время его правления.
2) Создать парламент из представителей всех народов, племен, политических сил страны, чтобы было представлено участие самих афганцев в управлении государством.
3) На первом этапе восстановления государства дать право и полномочия монарху назначать правительство страны, людей представляемых на утверждение парламентом страны.
а) членов правительства пригласить и с согласия парламента, назначить профессионалов специалистов из экономически развитых стран мусульманского мира.
б) после утверждения правительства, должен быть заключен контракт с каждым из членов правительства, где определить срок их полномочия, права и обязанности, порядок контроля их деятельности со стороны монарха и парламента страны.
4) Силовые структуры создать из афганцев, но в начальном этапе руководителей силовых структур пригласить и специалистов извне.
а) установить независимые суды, пригласив в начальном этапе, профессионалов из вне;
б) в дальнейшем, по мере подготовки квалифицированных кадров, провести замену на Афганцев на конкурсной основе.
5) Приоритетом работы новой власти, должна быть ликвидация безграмотности, и постараться скорее донести до каждого афганца, что мирно жить хорошо и выгодно.
а) сначала завести учет, потом изъять оружие у населения;
б) вывести максимальное возможное количество детей и молодежи для обучения и получения профессиональных навыков и знаний в зарубежные страны, таким способом можно показать будущему Афганистану, что мирная жизнь это хорошо, можно радоваться спокойной жизнью, что есть другой мир, лучший мир кроме того которую они знали.
в) развитие экономики, в первом этапе развивать те отросли, где возможно создание максимального количества рабочих мест.
Для того чтобы афганский народ согласился на такой вариант установления мира и согласия в стране, необходимо надо будет сделать следующее:
1. Добиться согласия на принятие такого способа решения проблем Афганистана, у афганской политической, военной и религиозной элиты, руководства стран участников совета безопасности ООН, всех руководителей стран членов ЛАГ, старейшин мусульманских династий.
2. Получив согласие, и гарантии всех сторон, необходимо провести дательную, ясную, простую работу по объяснению смысла задуманного с населением страны.
3. Добиться разоружения всех ныне действующих объединений и отрядов, сил на территории страны.
4. После этого провести всенародный референдум.
Я не политик и не государственник, но я убежден, и Афганцы и мировое сообщество попробовали все ранее известные варианты, чтобы принести мир и согласие на эту многострадальную страну. В результате я уже отметил, пройдена точка возврата к миру, любые другие попытки навести порядок на этой земле, закончатся войной между афганцами из-за национальных, религиозных, местнических и других разногласий, которых из-за вмешательства извне накопилось множество.
Даже корифеи строительства государственности, Старая Европа и США, поняв свою не состоятельность, пытаются скорее уйти из Афганистана. Вот пока армии НАТО и США не выведены из страны, я думаю, стоит попытаться всем противоборствующим сторонам, а главное, афганскому народу убедить, объяснить выгоду такого варианта мира для будущего Афганистана и всего региона. Вы можете, принять мое предложение серьезно или нет, но мои мысли и предложения, возможно, заставят думать об этой проблеме специалистов, тогда они скорее найдут другое решение проблемы Афганистана и афганского народа.
Вариант, который я предлагаю сейчас, возможно, в недалеком будущем, будет к месту, для решения проблем, которые возникли и еще возникнут в результате Арабской весны, в таких странах как Ливия, Египет, Марокко, возможно, Сирия.
Предварительные итоги Арабской весны свидетельствует, что к власти в этих странах приходят партии исламского толка. В основной массе эти партии состоят из людей, которые искусно позиционируют себя как цивилизованных людей перед западным миром, на самом деле они придерживаются феодальных и радикально исламских взглядов. Все те силы, которые сейчас рвутся к власти это в массе своем безграмотные люди и понятия общечеловеческих ценностей, сообщности для них чуждо. С ними нельзя будет строить долгосрочные отношения. Легче договариваться с представителями династии, тем более к власти в династиях приходят молодое поколение, которое понимает ортодоксальность многих исламских догм и готово идти на уступки. Эта молодежь вкусила выгоду цивилизованной жизни со всеми ее удобствами. И ни для кого не секрет, Арабская Весна имела успех в тех странах, где у власти были не представители исламской династии. Поэтому я надеюсь, что специалисты и люди ответственные за нашу мирную жизнь, обратят внимание на мое предложение. Убежден, скорого и долгого мира в Афганистане можно добиться только тем способом или вариантом, которое я предлагаю на Ваш суд.
Спасибо!
С уважением Сайдумар Салимов.
24 ноября 2011 г. город Стерлитамак, Россия.