Трудно сказать, сколько курдов проживает в Сирии. Последняя перепись была проведена 50 лет назад, хотя демографы сегодня склонны предполагать, что число курдов между 3.5 миллионов и 4.6 миллионов, или приблизительно 15 - 20 процентов от общей численности населения Сирии. Любой, кто хоть поверхностно знаком с борьбой и стратегиями людей этой народности знает, что они были решающей силой в федералистской системе послевоенного Ирака и вездесущей проблемой прав человека в надеждах Турции на вступление в Евросоюз. Если у революции в Сирии есть шанс в успехе, именно сирийские курды, скорее всего, сыграют главную роль.
Доктор Абдулхаким Башар - генеральный секретарь Курдской Демократической партии Сирии – дочерней по отношению к партии его иракского коллеги Масуда Барзани, а также председатель Курдского Национального совета (КНК), недавно сформированной зонтичной организации, представляющей десять сирийско-курдских партий. Башар был арестован в 2008 накануне запланированного курдского протеста перед сирийским парламентом в Дамаске. Он живет в Сирии, но уделил мне приблизительно час своего времени в ходе недельного посещении Лондона, где я принял его в своем офисе. Мы говорили о правах меньшинств в Сирии, о роли Турции в сирийской оппозиции, и перспективе западного вмешательства, чтобы ускорить конец режима Асада.
Вопр.: Каковы Ваши отношения с Сирийским Национальным советом?
А.Б.: Я несколько раз вступал в контакт с [председатель СНС Бурханом] Галиуном. Однако, их предложение все еще очень неопределенно, и не удовлетворяет нашим требованиям полного участия. Например, СНС говорит, что подтверждает отмену "давления" на курдских людей. Что это означает? Мы сказали в КНС, что отстаиваем отмену всей дискриминационной политики, которая была применена к курдским людям, таким, как политика арабизации в Сирии, замена на арабские названий городов и деревень и демографические изменения. Все это было преднамеренной политикой, примененной партией Баас.
СНС также предлагает "демократическое" решение безо всякого ясного значения. Что означает "демократическое"? Это может подразумевать частное обучение курдскому языку или учреждение спутниковых каналов для курдов.
Вопр.: Вроде того, что сделала Турция.
А.Б.: Да. Однако, мы категорически требуем наших культурных свобод.
Вопр.: Хотели бы вы видеть, что Сирия принимает модель Ирака, федералистскую систему, основанную на разделении власти, с широкой автономией, предоставленной курдскому региону? Курды более широко распространены по всей Сирии, чем в Ираке, так что достигнуть этого могло бы быть трудно.
А.Б.: Мы требуем права на самоопределение в форме, которая была бы решена на национальном курдском референдуме, но также и в пределах целостности и единства сирийских земель. Когда Сирия была сформирована, она была сформирована соглашением Сайкс-Пико, это не был наш выбор. Но мы хотим сохранить нынешние границы. При новом общественным договоре между нами и всеми сирийскими компонентами.
Во-вторых, если мы говорим о федерализме в курдских областях, в северо-восточной части Сирии, от границы с Ираком до Африна, рядом где Алеппо - курды составляют приблизительно 75 процентов населения этой области. Эти земли - курдские земли.
Вопр.: Я слышал, что Йекити и Азади [сирийские курдские партии] теперь вышли или угрожают это сделать.
А.Б.: Все сирийские курдские группы решили в октябре в Эрбиле заморозить любое участие курдских групп в СНС. Это относится ко всем курдским партиям из Дамасской Декларации, и это продолжится до тех пор, пока СНС не прислушается к нашим требованиям. Моя партия, Курдская Демократическая партия, была участником СНС: мы фактически заморозили наше членство перед конференцией в Сирии, которая сформировала КНС.
Конечно, мы не можем мешать отдельным курдам участвовать в СНС, хотя я подозреваю, что, если со временем ничто не изменяется, они также заморозят свое членство или вообще выйдут.
Вопр.: В таком случае, каковы предварительные условия Курдского Национального совета для того, чтобы полностью присоединиться к СНС?
А.Б.: У нас есть четыре главных требования, и они не обязательно все должны быть выполнены: Во-первых, политическая децентрализация правительства. Сирия – страна к разных культур, многоязычная и многоэтническая. Если будут придерживаться того же стиля управления, как теперь - одно центральное правительство - будет угроза гражданской войны. Во-вторых, светское государство. В-третьих, конституционное признание курдской проблемы, конституционная гарантия, что курдские люди находятся на своей исторической земле. И отмена всей дискриминационной политики, которая была сознательно применена к курдским людям. В-четвертых, право на самоопределение в пределах единства и целостности Сирии - это наше условие, при котором мы остаемся в пределах Сирии.
Если СНС полностью признает курдский билль о правах, то мы полностью присоединимся к СНС. Поскольку мы очень обеспокоены, что СНС теперь под влиянием Турции, они могут отложить гарантию наших прав до окончания падения режима. Поэтому мы просим о признании этих прав, чтобы это стало проектом для новой конституции.
Вопр.: Таким образом, Вы хотите письменных гарантий от СНС?
А.Б.: Мы хотим гарантий, письменных и данных на международном уровне. Важно понимать, что если мы получим полностью наши права, Турция будет должна предоставить полные права курдскому населению Турции. Если курды получат признание в сирийской конституции, Турция даст подобные, если не большие, права курдам в Турции. Сирия - ключевой игрок.
Изменение в Сирии означает изменение в Ливане, Турции, и Иране. Иран будет изолирован, потому что связь Ирана с Хезболлой будет не такой легкой, как прежде [при режиме Асада]. Новое сирийское правительство не будет союзником Ирана.