Об обострении отношений между шиитами и курдами пишет в газете "Рудав" Владимир ван Вильгенбург. Отношения эти уходят корнями в эпоху, когда обе группы совместно боролись против режима Саддама Хусейна, а после падения саддамовского режима, курды и шииты тесно сотрудничали, благодаря чему и было создано новое иракское правительство. Однако теперь их интересы разошлись.
Писатель и журналист Таир аль-Бадри из Багдада говорит: “Шиитско-курдские отношения начали ухудшаться из-за конфликта интересов и контроля шиитских религиозных партий над правительством и его исполнительными органамии.”
“Многими вещами, которые были согласованы, когда они (курды и шииты) были оба в оппозиции, исполнительная власть теперь пренебрегла, особенно Партия "Дава," сказал Аль-Бади.
Некоторые курдские и суннитские лидеры недавно обвинили иракского премьер-министра Нури аль-Малики в том, что он сосредоточил в руках власть и пытается навязывать волю своей партии остальной части страны.
“Курды не требовали что-то большего, чем их права,” сказал Аль-Бади. “Кроме того они все еще имеют право создать свое собственное государство, провозглашенное еще Севрским договором (1920 г. – ред.) и подтвержденного, когда было создано современное иракское государство, которое предусматривает право курдов создать свое собственное государство. Однако, шиитские партии стали обращаться со статьей 140 по двойным стандартам, осуществляя ее в одних регионах и препятствуя в других.”
Талиб Аббас Аль-Шиммараи, бывший оппозиционер, который жил в Курдистане в 1990-ых, сказал "Рудав", что общий враг - режим Баас - больше, чем что-либо еще, объединил курдов и шиитов.
“Враг моего врага - мой друг,” сказал Аль-Шиммараи. “У нас был один враг, и это объединяло нас. Наши отношения оставались сильными, потому что мы угнетались одним и тем же режимом.”
Аль-Шиммараи, который теперь живет в городе Куте, вспомнил, что курды поддерживали иракскую шиитскую оппозицию. Однако, полагает Аль-Шиммараи, теперь курды просят слишком много.
“Курды изменились и зашли слишком далеко, и их требования превышают их права,” сказал он. “Верно, что они страдали от предыдущего режима, но мы страдали также, и мы однако не пользуемся теми же правами, что и они. Они занимают важные посты в иракском правительстве и имеют большую долю природных ресурсов, и они все еще требуют больше и хотят, чтобы их область достигла границ провинции Аммара.”
Говоря о Мандали в качестве примера, спорного города в провинции Дияла, Аль-Шиммараи сказал, что поведение некоторых курдских партий в областях за пределами Курдистанского региона вызывает негодование и гнев среди арабских жителей по отношению к курдам.
“В городах Мандали, Казания и и Бадра их беспредел дошел до того, что они срывали иракский национальный флаг и поднимали вместо него курдский флаг,” сказал он. “Люди этих областей теперь ненавидят их за это. Мне лично они не нравятся прежде всего из-за их нарушений.”
Хайдар Салман, 45 лет, житель Мандали, сказал "Рудав" что курдские партии пренебрежительно относятся к арабам области.
“Нам не нравится присутствие пешмарга в нашей области, потому что они оскорбляют нас и задевают наше самолюбие как иракцев,” сказал он. “Наши отношения с курдами как людьми хороши, но у нас есть проблемы с поведением их правительства.”
Аль-Шиммараи полагает, что, если у курдов будет свое собственное государство, они избавят Ирак от большой проблемы.
“Они (курды) действуют как отдельная страна, и они не повинуются центральному правительству,” сказал он. “Как видите, они не выдали (вице-президента) Тарика аль-Хашими иракским властям. По моему мнению, у них должно быть свое собственное государство, и когда это случится, это разрядит ситуацию.”
Маджид Сабах, правительственный сотрудник в Багдаде и бывший оппозиционер, сказал, что определенным курдским и шиитским лидерам нужно стремиться создать сильные связи на личном уровне.
“Шиитско-курдские отношения были очень хороши во времена Абдула Азиза Аль Хакима, бывшего лидера Высшего исламского Совета,” сказал он. “Эти отношения укрепилось благодаря личным усилиям иракского президента Джалала Талабани, потому что он играет основную роль в решении проблем, которые могли бы возникнуть между этими двумя сторонами.”
Сабах полагает, что причина натянутых отношений между шиитами и курдами - курдское стремление к независимости.
“Проблемы, которые напрягают отношения, возникают с президентом Курдистана Масудом Барзани, который не стесняется выступать за раскол и готовить независимое курдское государство,” сказал он. “Что имеет наибольшее значение для нас, иракцев, - это целостность Ирака как страны, и мы не готовы предоставить курдам даже одну полоску земли за счет единства Ирака.”
Сабах сказал, что, пока курды остаются в пределах Ирака, с их требованиями можно иметь дело.
“Если мы почувствуем, что курды не будут отходить из Ирака, не будем возражать, чтобы даже присоединили Киркук к Курдистанскому региону,” сказал он. “Мы не против федерализма, и мы поддержим его, если Ирак останется единым.”
Курды и шииты: конец длительного союза
3573 | 0 |