В век высоких технологий и свободного доступа к новостной информации, любой желающий может изучит такие международные акты как севрский и лозаннский мирные договоры. Не вдаваясь в подробности правовых аспектов данных соглашений, стоит отметить главную разменную монету в игре держав. Это конечно не дающее покоя многим государствам ближневосточного региона курдский фактор.
Спустя 90 лет Великобритания, Франция и отчасти как это ни странно Турция, несмотря на пересмотр в 1922 году условий Севрского договора, который предусматривал создание независимого Курдистана, готовы к появлению нового субъекта международного права и центра интересов США на Ближнем Востоке к 2014 году.
Стоит отметить, что на территории федеративного Ирака, согласно Конституции 2005 года, Южный Курдистан является де-юре автономным субъектом, а де-факто имеет черты члена конфедерации, сравнимого с Шотландией, Квебеком и т.п.
Безусловно Южный Курдистан являет собой магнит сознания любого курда, проживающего за его пределами и примером создания курдской государственности.
Геополитический смысл создания независимого Курдистана для стран Запада заключается:
• в огромных природных запасах нефти и газа(только в одном Киркуке запасов нефти больше, чем во всей Ливии);
• в контроле над газотранспортными системами(Набукко и т.д.);
• в контроле территорий начиная от южных границ России с севера, восточного побережья средиземноморья с запада, до территорий граничащих с Афганистаном, Пакистаном(со всеми наркотрафиками) до берегов Индийского океана с востока;
• в появлении потенциального стратегического союзника для Израиля в регионе;
• и прочее
Турция, понимая неизбежность создания курдской государственности, предпринимает дальновидные шаги по укреплению связей с Южным Курдистаном. К чему такое изменение политики в отношении хоть и иракских, но курдов. Все дело в том, что на территории Турции проживает 25 миллионов курдов, которые по подсчетам специалистов к 2018 году через официальные выборы смогут совершенно легитимно, заняв все ключевые государственные должности в курдских областях Турции, объявить через референдум сначала о широкой автономии, а в последующем о независимости.
При таком сценарии подавить курдов Турция, стремящаяся к Евросоюзу, не сможет. Но вот увеличить свою территорию почти в два раза и получить доступ к ресурсам за счет дальновидной политики – это вполне по силам Турецкой Республике.
Речь идет о создании Турецко-Курдской Федерации(Конфедерации), которая вполне может отвечать интересам курдов, т.к. они в следствии вступления Федерации в Евросоюз становятся европейцами со всеми привилегиями .
Казалось бы фантастическая ситуация, но учитывая, что никто не мог бы и предположить 10 лет назад, что президентом Ирака станет курд, премьер-министр Турции Т.Эрдоган с официальным визитом будет встречать президента Курдистана М.Барзани, и что династия Алиевых в Азербайджане этнические курды, что режим Б.Асада в Сирии падет, тем самым сирийские курды получат необходимые механизмы к самоопределению и воссоединению западного и южного Курдистана, что неизбежно падет режим в Иране, со всеми вытекающими последствиями для создания восточного Курдистана.
Остается странной лишь позиция России в этой вековой игре, в которой она принимала активное участие. Складывается впечатление, что Россия, как участница Севрского договора, с момента подписания Лозаннского договора в 1922 году, в котором Россия уже не принимала участия, потеряла все нити влияния на процессы, относящиеся к курдской тематике, делая ставку на такие страны как саддамовский Ирак, Иран и Сирию, от которой отказался весь арабский мир.