Турецкий парламент одобрил законопроект, запрещающий вести следственные действия - в том числе и допрашивать сотрудников - в отношении Национальной разведывательной организации (НРО) - без санкции премьер-министра. Этот законопроект подготовила и внесла в парламент правящая Партия справедливости и развития. Более того, новый закон освобождает от ответственности не только разведчиков, но и других людей, которых премьер-министр назначает для выполнения "особых заданий". В него добавили и статью, специально защищающую неприкосновенность нынешнего главы НРО Хакана Фидана. Правда, оппозиция уже пообещала оспорить закон в Конституционном суде Турции, поскольку, по ее мнению, он противоречит нормам правового государства и "создает особую группу лиц, фактически неподконтрольных государству". В политическом смысле оппозиция достигла определенной цели: выявила фактор существования в правительстве "группы лиц", осуществляющих "специальные политические и прочие операции".
Напомним, что поводом для принятия закона стало расследование дела Союза курдских общин - подразделения Рабочей партии Курдистана, признанной ООН и Евросоюзом террористической организацией. В сентябре 2011 года в интернет просочились записи тайных переговоров между сотрудниками НРО и курдами. Союз курдских общин, созданный, видимо, по инициативе турецкой разведки, и в который проникли сотрудники Национальной службы безопасности (контрразведка), утверждает, что еще в 2008 году при поддержке премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана начались переговоры между разведкой и курдами. Всего, по данным следствия, в "поддержке" курдских сепаратистов участвовали около ста турецких чиновников. Употребление термина "поддержка" применительно к сотрудникам турецкой разведки, особенно когда ведется речь о попытках проникновения в курдские организации, применяется только лидерами турецкой оппозиции. Разведка - она и на то разведка, чтобы проникать в вызывающие подозрения всевозможные структуры. Поэтому обвинять ее в таких оперативных мероприятиях - глупо. Другое дело, что, как выясняется, спецоперация турецкой разведки была кем-то "засвечена" и эту сторону интриги турецкие СМИ обходят стороной, хотя еще в сентябре прошлого года премьер-министр Эрдоган обещал "выявить источники утечки агентурной информации". Но до сих пор не ясно, откуда она "утекает": из разведки или контрразведки. К тому же находящийся в заключении на острове Имрали лидер запрещенной Курдской рабочей партии (КРП) Абдулла Оджалан признал, что вел переговоры с представителями турецких властей: "Да, я проводил переговоры с представителями правительства и я этого не скрываю, в отличие от властей".
Напомним, что конфликт Курдской рабочей партии с турецкими властями в очередной раз обострился в июне 2010 года, когда курды прервали объявленное ими перемирие на период проведения в стране парламентских выборов. По словам представителей курдских движений это связано с отсутствием инициатив турецкого правительства по обеспечению прав курдского меньшинства, которые они ранее обещали претворить в жизнь.
В связи с этим прокуратура вызвала на допрос главу разведки Фидана, его предшественника Эмре Танера и трех сотрудников НРО. При этом Союз курдских общин утверждает, что переговоры между разведкой и курдами начались еще в 2008 году и были одобрены премьер-министром страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Но прокурор, вызвавший на допрос сотрудников НРО, был отстранен от должности заместителем генерального прокурора Турции Фикретом Шеченом ("за превышение полномочий"). Кроме того, из стамбульских правоохранительных органов были уволены более десяти человек. Столь суровые меры объясняются тем, что турецкая разведка оказалась перед фактом "засветки" ее агентурной сети на иракском направлении. И не только.
Газета Todays Zaman со ссылкой на израильские СМИ подтвердила ранние сообщения об аресте на территории Сирии 40 офицеров турецкой разведки, задержанных подразделениями сирийской армии. Эту информацию глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу отнес к разряду элементов ведущейся между Турцией и Сирией информационной войне. Но сейчас газета Todays Zaman добавляет, что один из сотрудников турецкой разведки якобы причастен к похищению и выдаче Сирии двух сирийских дезертиров - Мустафы Касума и полковника Хусейна Хармуша. Согласно данным турецкой прокуратуры, за похищение и выдачу дезертиров Сирия заплатила 100 тысяч долларов. Даже если и это сообщение отнести к категории упомянутой Давутоглу информационной войны, то поражают ее масштабы и глубина проникновения.
В целом же во всей этой истории, что ни сюжет, то - интрига. Поэтому вызывает повышенный интерес не только сценарная разработка турецкой разведки в отношении курдов, но и технология организации "утечек" информации. К примеру, в середине августа прошлого года один из руководителей КРП Мурат Карайылан решил заявить, что одностороннее прекращение огня со стороны курдских боевиков явилось результатом переговоров между турецкими властями и Абдуллой Оджаланом. Поэтому складывается ощущение, что и Оджалан действует по своему сценарию: когда срывается его какая-то договоренность с властями, какие-то силы организуют допуск к нему журналистов, через которых доводятся до сведения общественности определенные факты. После этого в "игру" вступает оппозиция, которая, уже в своих интересах, идет на обострение отношений с правящей партией.
Анкару понять можно. Она пытается не только обрести рычаги воздействия, если не контроль над деятельностью курдских боевиков в юго-восточных вилайетах страны, но и противопоставить Оджалана правящим на севере Ирака курдским кланам, готовящимся вот-вот провозгласить независимость Иракского Курдистана, что бумерангом ударит по Турции. Так что на кон поставлено очень многое и силы, как в Турции, так и за ее пределами, раскручивающие курдскую "интригу", знают, что делают. Известно, что Турция не раз предлагала США определиться с главной ставкой: то ли поддерживать иракских курдов, то ли помочь Турции в стабилизации ситуации у своей границе с Ираком. Однако предлагаемые Вашингтоном операции по ликвидации укрывающихся в Ираке лидеров Курдской рабочей партии, раскрытия сетей курдских боевиков в Турции, как признают сами турецкие политики, не имеют эффективного характера. Эрдоган уже заявлял, что если Багдад будет неспособен нейтрализовать курдских боевиков, скрывающихся в горах Кандиль, то Турции самой придется применить военную силу. Но пока в бой брошены только силы турецкой разведки, которая действует на свой страх и риск. При этом нельзя исключать, что курдскую "карту" продолжают разыгрывать и остающиеся еще на свободе члены организации "Эргенекон".
Вот почему нынешний законопроект по НРО Турции фиксирует только одну позицию: удар по ее агентурной сети. Это означает, что начавшаяся "большая игра" вокруг турецких спецслужб еще только вступает в свою первую фазу. Эта интрига будет раскручиваться и дальше, выявляя новые скандалы и разоблачения. Кому это сейчас нужно, и какие силы пытаются выбить из-под Эрдогана одну из его главных политических опор - разведку?