Из интервью главы Агентства безопасности Курдистна Масрура Барзани органу ДПК газете "Хабат".
Вопрос: Исходя из ситуации в ДПК, как вы оцениваете текущую организационную ситуацию в партии, особенно после 13 съезда, когда она прошла через некоторые структурные изменения?
Барзани: Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотел бы поздравить Вас и весь курдский народ с годовщиной восстания, а также поздравить всех женщин, особенно курдских женщин, с Международным женским днем. Что касается вашего вопроса. Некоторые изменения можно увидеть в том, как работает сейчас ДПК, которая улучшилась во многих аспектах, а некоторые другие требуют больше инициативы и улучшения. Мы надеемся, что внутренние организационные выборы придадут больше энтузиазма партийным организациям.
Вопрос: ДПК сыграла значительную роль в достижении нынешней многопартийной политической системы в Курдистане, но иногда приходится слышать критиков, которые говорят, что ДПК не терпит никого, кроме себя. Каково ваше мнение как члена политбюро этой партии?
Барзани: Это абсолютно не соответствует действительности. ДПК в высшей степени привержено терпимости и сотрудничает со всеми политическими группами, чтобы сделать курдскую историю успеха, но ДПК всегда была ведущей партией в Курдистане, она привела к сегодняшним достижениям, и она всегда готова защищать их .
Вопрос: В настоящее время регион в целом переживает изменения, каковы планы ДПК на будущее?
Барзани: усилия ДПК всегда были направлены к достижению национальных целей нашего народа. Начиная с 13 съезда, ДПК подняла лозунги самоопределения курдского народа, и ее стратегический план направлен на достижение этой цели. Но мы должны делать шаги вперед очень мудро и осторожно.
Вопрос: Президент Барзани говорил на 13 съезде о различиях мнений внутри ДПК, но некоторые интерпретировали это как указание на внутренние проблемы, что вы думаете?
Барзани: Разногласия естественны, мы все думаем и выражаем наши мысли, но в конце концов, все мы единодушно исполняем решения.
Вопрос: Каким вы видите региональные изменения, и каковы их последствия для будущего Курдистана?
Барзани: Мы являемся частью Ближнего Востока и все, что там происходит, влияет на нас. Мы должны быть очень осторожны, и планировать очень мудро. Мы должны готовиться к худшему сценарию и использовать любую возможность. Развитие демократии в регионе в наших интересах, и мы должны поддерживать права наций. Кроме того, будет воздействие на ситуацию с безопасностью. Если изменения приведут к большей стабильности, для всех нас сложится более безопасная атмосфера, но если случится противоположное, мы столкнемся с усилением проблем безопасности и стабильности, и мы должны подготовиться к этому заранее.
Вопрос: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Ираке и возможные результаты национальной конференции?
Барзани: Я не думаю, что это проблема, которая может быть решена путем простой конференции. Я надеюсь, что конференция будет в состоянии успокоить ситуацию, но пока основные вопросы остаются нерешенными, такие кризисы будут часто повторяться. Некоторые способы достижения решения включают в себя следующие: конституция, разделение власти, оказание услуг для населения, ликвидация терроризма, коррупции, и, самое главное, недоверия и страха среди иракских групп.
Вопрос: Некоторые группы не хотят следовать соглашению, ставшего результатом инициативы президента Барзани по созданию иракского правительства. Каково ваше мнение?
Барзани: принципы Эрбильской конференции не могут быть проигнорированы или отклонены. Те, кто хотят их игнорировать, не хотят искать фундаментальные решения.
Вопрос: По мере того как в Ираке возрастает напряженность, политический кризис углубляется. Как вы оцениваете позиции курдов в этом отношении?
Барзани: иракская конституция устанавливает модели управления в стране, и пренебрежение Конституцией приводит к различным проблемам, это является причиной напряженности, о которой мы говорим. Курдистан следовал конституции больше, чем кто-либо другой. Однако, к сожалению, некоторые группы не смогли полностью отказаться от тоталитарного мышления и принять федерализм и демократию, как принципы. В общем, я думаю в соответствии с конституцией, и иначе я позиции Курдистана не определяю.
Вопрос: Вопрос Тарика аль-Хашими изменил направление иракских политических проблем и как считается увеличил возможности распада. Каким вы видите будущее этого дела в Ираке?
Барзани: вопрос Тарик аль-Хашими не является источником конфликтов, но результатом конфликтов. Я думаю, что в Ираке есть большие проблемы, которые, остались нерешенными, и другие проблемы, такие как аль-Хашими, которые могли бы повториться в будущем. Большой проблемой Ирака является то, что ни одна из основных групп в стране не доверяет другой и даже боится других. Я уже говорил это раньше, и многие другие политики подтвердили: шииты боятся, что они могут столкнуться с притеснениями, которые испытали в прошлом, сунниты боятся реванша (шиитов) в будущем, а курды боятся страданий своего прошлого и не видят гарантий, что это не повторится в будущем. Таким образом, каждый пытается защитить себя, что вызывает страх и недоверие. Это стало основной причиной большинства проблем, и если эти группы не достигнут уверенности в ярком общем будущем, проблемы не могут быть решены.
Вопрос: курды выступили в качестве посредников, но курдских СМИ утверждают, что это курдам наносит много вреда.
Барзани: курды играли важную роль в решении вопросов после падения баасистского режима, но иногда в этом процессе мы теряли свои права. Мы должны продолжать играть в этом положительную роль, но мы должны параллельно добиваться своих прав. Обобщать нехорошо. У нас есть хорошие друзья как среди шиитов, так и среди суннитов, и я не думаю, чтобы они планировали нанести вред курдам, но я повторяю, что основным источником силы, которая поможет избежать таких угроз, является наше внутреннее единство.
Вопрос: Как вы видите ситуацию в Курдистанском регионе?
Барзани: В настоящее время Курдистан имеет свой статус в региональном и международном политическом уравнении. Этот факт доказывает наличие в Эрбиле многочисленных дипломатических представительств. Мы всегда старались поддерживать наилучшие отношения с нашими соседями на основе взаимного уважения.
Вопрос: В Эрбиле был организован конгресс сирийской курдской диаспоры с участием президента Барзани. В какой степени это может быть началом подготовки сирийских курдов к изменениям постасадовской эры в Сирии?
Барзани: как харизматический лидер, президент Барзани всегда старался объединить всех курдов и поднять послание мира, демократии и толерантности. Это была попытка собрать все курдские группы в Сирии, и избавить их от внутренних конфликтов, чтобы иметь большее влияние на изменения, происходящие в стране, и, чтобы показать международному сообществу, что курдский народ является частью решения на пути к достижению демократической системы в Сирия.
Вопрос: Некоторые люди утверждают, что стратегическое соглашение между ДПК и ПСК сузило сферу свободы и демократии. Что вы скажете об этом?
Барзани: я считаю, что это предотвратило многие нежелательные события и кризисы, и в конечном итоге способствовало реализации демократии. Свобода тоже имеет свои пределы. Вы можете наслаждаться вашей свободой и демократическими правами до тех пор, пока это не наносит вреда или не ограничивает свободы других. Наш союз с ПСК является коалицией между двумя сторонами, и это абсолютно естественно. Так как они получили большинство голосов, они могут договориться о совместном управлении. Почему это ограничение демократии? Демократия означает правление большинства, а наш союз не только не ограничил власть большинства, но мы даже пошли дальше в обеспечении прав национальных меньшинств и других фракций, и они тоже получили возможность участвовать в управлении государством.
Вопрос: Что вы думаете об оппозиции в Курдистане?
Барзани: все люди и группы являются частью этого народа. Существование оппозиции является здоровым способом улучшить демократию. Оппозиция не всегда права, но правительство должно услышать ее голос и проблемы. Оппозиция должна уважать волю большинства, а большинство должно учитывать права меньшинства.
Вопрос: Вопрос о независимости Курдистана является сегодня главной темой. Каково ваше мнение?
Барзани: создание курдского государства является естественным правом. Вопрос не в том, должны ли мы объявить курдское государство, а скорее в том как мы можем защитить его. Первым условием является то, что наша страна должна быть готова не принимать во внимание партийные и индивидуальные интересы и бороться за свою нацию. Как только наш народ и международные условия будут готовы и настанет подходящее время мы объявим ее. Однако я считаю, лучшие условия и более яркие горизонте уже появились.
Вопрос: Что вы можете сказать о национальной конференции, которая, как ожидается, состоится в ближайшем будущем?
Барзани: Это было бы хорошим шагом к объединению взглядов и формированию единой позиции и более сильного голоса, которым мы могли бы говорить с международным сообществом о наших мирных сообщениях. Конференция может осуществить усилия президента Барзани, чтобы положить конец разделению среди курдов раз и навсегда.
Вопрос: Как продвигается антикоррупционная инициатива президента Барзани?
Барзани: Вопрос коррупции рассматривался в течение нескольких лет, но это [инициатива] является единственным практическим шагом в этом направлении. Президент Барзани создал комитет для изучения и принятия последующих мер по этому вопросу, и, насколько я знаю, кроме возвращения большого количества государственных (недвижимых) имуществ и прав граждан, они представили правительству 150 случаев с просьбой принять соответствующие меры.