Приход весны обычно предвещает подъем курдской проблемы, так как таяние снегов в горах на юго-востоке Анатолии обычно приносит возобновление боевых действий между РПК и турецкими силами безопасности.
В то же время как события, связанные с празднованием Науруза в этом году, вновь выявили недовольство и организационный потенциал курдского этнического меньшинства в Турции, правительство утверждает, что оно планирует возобновить свое стремление положить конец длящемуся тридцать лет конфликту.
7 марта, прежде чем отправиться в населенную курдами провинцию Мардин, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал на встрече с провинциальным руководителем своей правящей партии АКП: "Какой бы ни была цена, мы решим этот вопрос при поддержке народа. Мы будем продолжать бороться за это до последнего вздоха".
Визит премьер-министра в Мардин последовал на следующий день после того, как его жена, Эмине Эрдоган, в сопровождении вице-премьера Башира Аталая встретилась с семьями 34 гражданских лиц, которые были убиты в ходе авианалета на юго-восточном районе Улудере в конце прошлого года. Инцидент вбил глубокий клин между правительством и курдским меньшинством.
В своем выступлении перед жителями Мардина, Эрдоган призвал их верить в искренность правительства. "Души, которые были утрачены в Улудере - наши души. Мы до конца расследуем этот вопрос в военных и гражданских судах. Мы не позволим, чтобы эта проблема эксплуатировалась политически", сказал он.
Однако, пока не ясно, как АКП планирует дать новое дыхание – не считая риторики – курдскому открытию 2009 г.
Аталай, который взял на себя в правительстве инициативу по решению курдского вопроса, объявил на прошлой неделе, что правительство собирается "предпринять новые шаги в этом" по четырем основным направлениям.
"Ориентированная на силовые методы борьба с терроризмом будет продолжаться, не теряя темпа. Во-вторых, мы будем наращивать усилия по сближению с народом в регионе. Мы пойдем в самые отдаленные углы и придем к людям. В-третьих, необходима более эффективная работа, касающаяся северного Ирака. И четвертый шаг - продолжающиеся шаги по демократизации", сказал он.
Мехмет Метинер, курдский интеллектуал и депутат от правящей партии, говорит, что правительство разрабатывало новый пакет демократизации, но он был отложен в связи инцидентов в Улудере.
"Мы никогда не забывали наших курдов", сказал он SES Türkiye, напомнив, что Партия справедливости сломала традиционную политику государства, состоящую в том, чтобы видеть курдский вопрос как исключительно проблему терроризма, признав социальные, экономические, и культурные аспекты проблемы.
"При управлении нашей партии, впервые государственные учреждения синхронно работают для решения проблем", добавил он.
Тем не менее, Надер Энтессар, который является автором книги "Курдская политика на Ближнем Востоке" и в настоящее время председательствует в отделении политических наук и уголовного права Университета Южной Алабамы, сказал SES Turkiye, что, несмотря на обещания по демократизации, неясно, повлечет ли это конкретные шаги, или, как будут решаться требования курдов.
"Политические обстоятельства сегодня менее благоприятны для того, чтобы турецкое правительство могло принимать какие-либо радикальные меры в этом направлении", заключает он.
Ибрагим Биничи, депутат от Шанлыурфы из прокурдской Партии мира и демократии, сказал SES Türkiye, что правительству необходимо сесть и решить проблемы через переговоры с курдскими политиками, а не "промыванием мозгов людям".
"Диалог является единственным способом решить эту проблему, и, насколько мы видим, ни АКП, ни другие, не имеют намерения сделать это", сказал он.
В свою очередь, Эрдоган обвинил оппозиционные партии в том, что они препятствуют усилиям по урегулированию курдского вопроса, заявив, что попытка мира были подорваны "темными кругами" дома и за рубежом, которые вступают в сговор с РПК для продвижения своих интересов. Тем не менее, многие аналитики считают, что правительство должно быть четким в своих инициативах, направленных на решение курдской проблемы.
Гюнеш Мурат Тежчур, адъюнкт-профессор политологии Университета Лойолы в Чикаго, который специализируется на курдском национализме, объясняет, что решение курдского вопроса имеет два аспекта.
Во-первых, это расширение человеческих, культурных и политических прав курдского народа. Во-вторых, это умиротворение и интеграция повстанцев в турецкую политическую систему.
"Правительство может сделать некоторые ограниченные уступки в отношении образования на курдском языке. Он может предложить курдский как факультативный курс в школах", сказал он SES Türkiye, добавив, что это будет далеко от удовлетворения требований курдских активистов, настаивающих, чтобы в новой конституции был пункт, который гарантировал бы курдский язык как язык образования.
Правительство вряд ли предоставит автономию, проблема заключается не только в наличии спойлеров - сторонников жесткой линии в РПК, совершающих насилие – но и в том, что даже самые умеренные представители БДП просят по крайней мере некоторых форм автономии, говорит он.
Тезчур также напоминает, что количество активистов, которые находятся в тюрьме по неопределенным обвинениям в терроризме в рамках дела Союза сообществ Курдистана (КСК) значительно возросло в течение последних трех лет. Такое ухудшение ситуации с правами человека напрямую связано с попытками правительства помешать массовой мобилизации курдского националистического движения и сократить политическое влияние повстанцев, утверждает он.
"Курдские националисты продемонстрировали любовь к себе масс на выборах в местные органы власти в 2009 году, референдуме 2010 года и парламентских выборах 2011 года. Правительство хочет ослабить и политическую партию и мятеж, идя на некоторые ограниченные уступки в области культурных прав."
Чигдем Наш, адъюнкт-профессор международных отношений в Техническом университете Йидиз в Стамбуле, говорит, что, как кажется, правительство намеревается принять некоторые меры относительно культурных прав курдских граждан.
"Главная идея, которая стоит за подходом правительства к курдскому вопросу, состоит в том, чтобы провести разделение между приемлемыми требованиями в пределах системы и сепаратистскими требованиями попытками. Следовательно, запрет KCK - попытка маргинализовать РПК и ее симпатизантов," сказала она SES Türkiye.
Окончательная цель - мирное урегулирование курдской проблемы. Правительство делает тактические ходы, пытаясь поддержать свои позиции против БДП и PKK, расширяя культурные права.
Однако, летом можно ожидать нападений РПК. "Такие события оказывают давление на правительство, заставляя признать требования о более строгой политике по проблеме," сказала она.
Начиная с осени 2011 силы безопасности агрессивно действовали против РПК, причинив существенные потери ее партизанским кадрам. Но, как указывает Тезчур, у правительства нет военной силы, чтобы эффективно покончить с мятежом, что ставит и РПК, и вооруженные силы в "безвыходное положение".
"Мое предположение - то, что безвыходное положение приведет к продолжению сезонного цикла в вооруженных столкновениях. Я ожидаю видеть усиление противостояния в следующем месяце с наступлением весны," заключил Тезчур.