"... Время для хороших новостей еще не пришло", говорит Барзани.
Президент Курдистана Масуд Барзани сообщил о задержке объявления ожидаемых "хороших новостей" для курдов, сказав, что "время еще не пришло". Вместо этого, во время выступления по случаю Науруза - курдского Нового года - он пролил свет на нынешние проблемы с Багдадом.
"Уверяю вас, что обязательно наступит день, когда мы объявим хорошие новости, но он должен прийти в нужное время", сказал президент Барзани, обращаясь к народу Курдистана с сообщением, в котором многие ожидали декларации независимости Курдистана.
В ранее в речи от 18 февраля в годовщину Демократического Союза Молодежи Курдистана, президент Барзани обратился к молодежи, которая "будет подготовлена" для большого события. "Более 2500 лет назад курды восстали и отвергли диктатуру", сказал Барзани, ссылаясь на историю Науруза, когда курдский кузнец уничтожил тирана-правителя, в результате чего, согласно календарю курдов, Науруз или Новый день отмечается с тех пор 21 марта.
"С того дня курды неизменно стремились к свободе и боролись за суверенитет. Это имеет большое значение. Это означает, что курды живы и они - народ, который никогда не будет подавлен. Мы - нация, которая должна быть свободной и жить свободно. Это урок для нас и для других людей", заявил он.
В речи 20 марта Барзани подверг критике политику премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в отношении Ирака и Курдистана, он прямо предупредил, что эта администрация ведет к "диктатуре". "Настало время сказать: хватит, текущее состояние дел неприемлемо для нас, и я призываю всех иракских политических лидеров срочно попытаться найти решение, в противном случае, мы обратимся к нашему народу с тем, чтобы решиться на любой ход действий, который он сочтет необходимым".
Аль-Малики и его помощники были раздражены этим заявлением и в особенности идеей обращения к народу Курдистана для принятия решения. Салих аль-Хаснави, член парламента от руководящей партии аль-Малики, сказал, что они были "удивлены" заявлением президента Барзани, который, как он выразился, - это "нарушает Конституцию [Ирака]".
"Даже если курдам предназначено отделение, этому должны предшествовать разработка границы, внесение изменений в Конституцию и проведение референдума с одобрением двух третей иракцев", сказал аль-Хаснави в интервью "Al-Sumaria". Он отметил, что курды имеют удовлетворительную долю бюджета и имеют суверенитет, а также министерства и посольства. Но он отказался сообщить, остались ли курды в правительстве.
Предупреждение Барзани
Барзани посвятил большую часть своей речи критике шиитские правительства, хотя он отметил, что это лишь небольшая группа в правительстве, а не на шиитские партии.
"Ирак переживает серьезный кризис. Мы старались предотвратить погружение Ирака в религиозный конфликт, и мы последовательно избегали принимать чью-либо сторону в этом конфликте. Курды сыграли ключевую роль в обеспечении нового Ирака, в частности, два года назад, когда наша инициатива привела к формированию нынешнего правительства, это основывалось на Эрбильском соглашении. Если бы не наша роль, можно только догадываться, с чем бы столкнулся Ирак. Очень жаль, что небольшое количество людей в Багдаде позволили себе монополизировала власть", сказал президент.
Он сказал, что есть ряд основных споров с правительством Багдада. "Партнерство между курдами, суннитами и шиитами арабами, и другими в настоящее время полностью отсутствует, а, ставшая бессмысленной иракская Конституция постоянно нарушается, как и Эрбильские соглашения, которые были основой, на которой сформировалось нынешнее правительство…".
О спорах между Эрбилем и Багдадом президент сказал: "Решение статуса Киркука и других спорных территорий постоянно отодвигаются. Мы показали максимальную гибкость и терпение, и здесь я хочу поблагодарить наших людей за это. Мы выбрали для разрешения правовые и конституционные средства, но другие стороны не выполнили своих обещаний. Для нас невозможно отказаться от решения этой проблемы, потому что для нас это является чрезвычайно важным и больше, чем просто дело принципа".
Он сказал, что другой основной проблемой является выделение средств на Курдистанские силы пешмерга – вопрос, который иракское правительство по-прежнему отказывается решать.
В споре о разведке и управлении месторождениями нефти и газа, президент отстаивал законность контрактов, которые подписало KRG. "Ни один из наших контрактов с иностранными нефтяными компаниями, не был неконституционным. Основная причина этого спора с Багдадом - не вопрос о законности договоров. Это, скорее, их нежелание прогресса для KRG".
По поводу монополизации власти в Багдаде президент заявил, что власть сосредоточена в руках нескольких людей и другие политические процессы теряют популярность, в том числе, для шиитов. "Существует попытка организовать миллионную армию, чья лояльность только будет только к одному человеку. Где еще в мире человек может быть премьер-министром, начальником штаба вооруженных сил, министром обороны, министром внутренних дел, начальником разведки и главой Совета национальной безопасности одновременно?"
Президент отверг заявления о том, что курдско-шиитский союз близок к краху, говоря: "Мы стремимся к нашему союзу с шиитами, но не с этой группой людей, которые монополизировали власть".
Барзани посетит Вашингтон
Между тем, президент Барзани намеревается посетить Вашингтон в апреле для встречи с высшими должностными лица США, чтобы обсудить текущий политический кризис в Ираке. Президент был приглашен вице-президентом Джо Байденом.
Визит Барзани в столицу Соединенных Штатов пройдет в критический период, после вывода американских войск и после политического кризиса, который усугубился после в обвинений, выдвинутых против вице-президента Ирака Тарика Хашими. Хашими является одним из наиболее влиятельных лидеров суннитов. Он бежал в Курдистан для обеспечения собственной безопасности.
Багдад призвал курдские власти передать Хашими судебной власти Багдада. Курдистанский президент отказался, за что члены партии аль-Малики, в свою очередь, критикуют власти Курдистана.
Курдские лидеры осудили попытки Малики установить диктаторский режим в Ираке. В дополнение к этому, некоторые влиятельные шиитские лидеры, такие как Муктада ас-Садр и Амар аль-Хаким также обвиняют режим Малики в диктаторстве.
Визит Барзани в Вашингтон имеет решающее значение в отношении продолжающегося кризиса в Сирии. В Сирии живет большое число курдов. Все они ожидают получить свои национальные права в "новой Сирии". А активная политика Курдистана по отношению к Сирии и сирийскому Курдистану имеет решающее значение в региональном или международном движении против сирийского режима.
Визит президента Курдистана в США можно рассматривать и с точки зрения двусторонних американо-курдистанских отношений. Американский политолог Джон Ханна, например, посоветовал президенту США Бараку Обаме и его администрации использовать этот визит для улучшения и укрепления американо-курдистанских отношений в регионе. В статье, опубликованной в Foreign Policy, Ханна заявил: "Прошло более чем два десятилетия после начала защиты курдов Ирака от уничтожения. Пришло время для Америки закрепить долгосрочные стратегические отношений с ними. Безопасность и процветание Курдистана в союзе с единственной сверхдержавой в мире может быть благом для интересов США, и фактором стабильности и модернизма по всему Ираку и Ближнему Востоку".