"Новая Конституция будет готовится не только конституционными экспертами, но и широкими слоями общества ...", сказал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции в январе прошлого года, добавив, что он предусматривает кратко изложенный и понятный текст Конституции, который отражал бы принципы "развитой демократий" и гарантировал бы основные права и свободы граждан.
В то же время, в своей речи, произнесенной на церемонии открытия парламента в октябре 2011 года, президент Турции Абдулла Гюль отмечает, что "новая конституция должна нести печать турецкой нации". Кроме того, он утверждает, что "решение курдского вопроса заключается в принятии шагов демократического прогресса, а не сосредотачивается на политическом языке, который отражает лишь идеологии и этническую принадлежность".
Эти цитаты выявляют некоторые ключевые моменты, касающиеся подхода правящей партии справедливости и развития (ПСР), которая принимает османское наследие на основе так называемого либерального исламизма:
1) недобровольная интеграция курдского народа, основанная на якобы обсуждении эгалитарной конституции и либеральной демократии,
2) неуважение и нетерпимость к любому требованию, если оно воспринимаются как "политически" и "этнически" мотивированное.
В рамках правящей ПСР, конституция понимается как "аполитичная" и "нейтральная", как и равноудаленные члены "турецкой нации". Это краеугольный камень политики правящей ПСР. Моя цель показать в этой статье, каким образом правовые решения учреждений турецкой судебной системы не могут рассчитывать на согласие курдского народа. А легитимность этих решений должна быть поставлена под сомнение.
Вопрос о легитимности имеет важное значение для курдского народа, потому что, когда легитимность государства находится под вопросом, то его решения не в состоянии защитить своих граждан. Легитимность Конституции включает в себя моральные и правовые основы, такие как кадрирование, независимость, власть, оправдание и поддержка общественности. Конституция, чтобы быть законной, должна быть доступной и прозрачной для общественности. Кроме того, она должна отражать общественные интересы, а не интересы элитных групп людей, которые выбираются с помощью правительства.
В 2010 году Бериван, 15-летняя курдская девушка, был приговорена к тринадцати с половиной годам лишения свободы специальным органом Высшего уголовного суда в Диярбакыре по обвинению в пропаганде в пользу террористической организации, или так называемой РПК (Рабочей партии Курдистана) и совершении преступлений от ее имени.
Она была освобождена после 9-месячного тюремного заключения. С марта 2006 по июль 2010 года, на момента внесения поправок в закон о борьбе с терроризмом, 4000 детей были либо взяты под стражу или заключены в тюрьму на срок от 2 до 4 месяцев лишения свободы. 95 процентов этих детей - курды.
Всех их обвиняют в том, что они бросали камни в полицейских и скандировали лозунги во время незаконных акций протеста.
"Только 43 процента этих детей взяты под стражу за участие в мирных демонстрациях", говорит член группы активистов, борющихся за справедливость в отношении задержанных детей, Адалет Кагричилари. "57 процентов этих детей были обвинены без конкретных доказательств, а остальные 43 процента были задержаны по обвинению в терроризме по причинам, таких как потеющие руки и быстро бьющееся сердце".
Он также отмечает, что значительное число этих задержанных детей успешно обучаются в лучших школах. Учитывая, что сегодняшние дети – это завтрашнее будущее, произвольные задержания курдских детей предполагает особую стратегию турецкого государства на подавление курдского народа.
Почему бы этим детям не бросать камни в полицейских, спрашивает Гулия Етисен, которая брала интервью у Африна, - одного из задержанных детей из Амеда.
"Когда мне было 7-8 лет, фотографии членов семьи, которые погибли в этой войне, висели на стене квартиры моей бабушки... Мой отец был избит сотрудниками полиции на наших глазах... Свидетелем этих трагедий стал каждый ребенок Курдистана, что мы можем сделать, кроме как бросать камни?"
Седат Ягчиоглу, аспирант в отделе социальной службы турецкого Университета Хаджеттепе, провел исследование о мотивации курдских детей на участие в протестах и политических акциях.
В интервью интернет-сайту Bianet Ягчиоглу приводит несколько слов задержанных детей: "Офицер полиции остановил и задержал меня, когда я шел на рынок, чтобы купить хлеб...". "Они говорят, чтобы мы шли в школу решать эти проблемы, вместо того, чтобы бросать камни на улицах. Как будто они позволяют нам говорить и получать образование на нашем родном языке. Да! Я буду ходить в школу, и держать ручку в одной руке и камень в другой."
Согласно статье 13 Закона о борьбе с терроризмом, дети в возрасте старше 15 лет подчиняются специальным судам присяжных, которые наделены особыми полномочиями.
Курдские дети не защищены от злоупотреблений, проводимых государственным аппаратом. Это фон, на котором мы должны рассмотреть недавние инциденты изнасилования курдских детей старшего возраста, в камере тюрьмы Позанти.
В 2007 году Позанти была превращена в детскую тюрьму. В ней было 237 детей, из которых 56 содержались под стражей по политическим обвинениям. Тюрьма Позанти прославилась жестоким обращением и пытками. После многочисленных жалоб на условия содержания в тюрьме, Турецкая Национальная ассамблея инициировала расследование в отношении жалоб о массовых нарушениях прав человека в 2010 году.
В 2011 году Ясин Акюз, 15-летний курдский парень, который сидел в тюрьме в течение трех месяцев, был найден мертвым в своей камере. По данным судебно-медицинской экспертизы, его ребра были сломаны, и он был задушен. В недавнем интервью экс-заключенный описал жизнь в Позанти следующим образом: "Некоторые из наших друзей были неоднократно изнасилованы. Никакие слова не могут передать, что мы пережили в Позанти".
Одного из этих бывших заключенных посадили в тюрьму после того, как в интервью журналистам он рассказал, что пережил в тюрьме Позанти во время заключения в 2009 году. Несколько дней назад он пытался повеситься в камере. Его отец говорит, что "его руки дрожали, когда я видел его последний раз. После того, как он пытался покончить с собой, он был отправлен в психиатрическую больницу Куртепе, где другие пациенты напали на него после того, как солдат, указал на него, говоря, что он был защитником РПК. Он плакал, я плакал".
Позанти – это конкретный снимок правового господства над курдами политической и судебной системы, а так же турецкой элиты. Правовое господство обязательно открывает возможности для произвольного применения закона.
В соответствии с доминирующей ментальностью, курды, чтобы заслужить "уважение" на правах равных, должны соблюдать верховенство турецких элит, их дискриминационных процедур и их представления о курдском вопросе, даже если это унизительно для курдов и их детей. Это еще один способ поддержания господства режима в Турции.
Журналист Озлем Агус из агентства "Диджле", который первым сообщил об инцидентах в Позанти, была задержана после того, как она написала об истории около 200 заключенных детей, доставленных в тюрьму "Синджан" в Анкаре.
Правовые господства является процессом, в котором курды становятся жертвами с детства и насилие возрастает на каждом этапе их жизни, формируется идеологически предвзятыми институтами, законами и социальными нормами. Вот почему "Позанти" - не что иное, как продукт идеологического и репрессивного государственного аппарата с целью сохранить эти обстоятельства, при которых криминализация курдских детей стала нормой.
До тех пор, пока верховенство права остается правилом власти, которая не оставляет никаких политических перспектив для нормальной жизни, при которой свобода от господства не гарантируется судебной системой, курды практически не имеют причин для оптимизма по поводу новой конституции.
Автор этой статьи является аспирантом политических исследований Королевского университета в Канаде.
Фото rojhelat.info