Безусловно, неслучайно, что встреча президента США Барака Обамы и президента Иракского Курдистана Масуда Барзани прошла накануне национальной конференции в Ираке. 5 апреля должен стать важным днем в Ираке. Скорее всего, он зафиксирует уровень внутриполитического кризиса и противостояния оппозиции премьер-министру Нури эль-Малики, но он должен открыть пути для (может быть, временного) компромисса.
Масуд Барзани, который неоднократно заявлял в унисон с другими политическими лидерами Ирака о диктаторских замашках нынешнего премьера Нури эль-Малики, представляет в Вашингтоне не только курдский федеральный регион, но и оппозицию Нури эль-Малики, добивающуюся его отставки с поста премьер-министра.
Кстати, именно с этими усилиями следует связать и рискованную поездку в Бахрейн Тарика эль-Хашеми, где он добивался поддержки этой позиции со стороны стран Залива. Арабские страны Персидского залива и так выказывают свою настороженность по отношению к Нури эль-Малики, они (кроме Кувейта) направили на саммит ЛАГ в Багдаде представителей сравнительно низкого уровня, хотя эти встречи проводятся на уровне глав государств. Оппозиция добивается от стран Залива и от Турции, чтобы они в свою очередь оказали давление на США, чья поддержка премьера Малики до сих пор велика.
Ирак сегодня погружен в политический кризис. Проявлением, которого является и обострение отношений Багдада и Эрбиля, и ситуация с Тариком эль-Хашеми. Последний обвиняется премьер-министром Ирака в терроризме, но по-прежнему занимает пост вице-президента Ирака: он не может быть отстранен от этой должности без согласия парламента, а у Малики нет достаточного голосов для того, чтобы провести это решение. Таких тупиков полно в Ираке сегодня.
Более того, самому Малики угрожает вотум недоверия, поскольку де факто против премьер-министра формируется широкая оппозиция, включающая курдские партии, почти все суннитские партии, входящие объединение "Iraqi List", часть шиитских сил, в том числе Высший исламский совет Амара аль-Хакима и другие шиитские партии из состава Национального альянса (формально правящей коалиции), усилиями Малики лишенные реального влияния на политику Багдада. Она может попытаться выразить недоверие премьер-министру в парламенте и попытаться таким образом сместить его с главной позиции в стране.
Но, как все помнят, Малики почти девять месяцев исполнял роль "технического премьера" после выборов 2010 года, не уступая рычаги власти в стране другой политической фигуре. И сейчас, даже если парламент проголосует против премьера Малики, отстранить его от фактической власти в стране будет непросто. Да и оппозиции набрать нужное число голосов для такого решения не так просто, их нет в ее кармане. Ситуация очень динамична и зависит от многих факторов, часть которых за пределами Ирака.
Безусловно, оппозиции нужно понять, как поведет себя Вашингтон в случае попытки "парламентской революции" в Ираке. Тем более важна позиция США, если речь пойдет о размежевании между Ираком и Курдистаном.
Если США выскажутся за выживание Малики на посту премьер-министра, а видимо, таково решение Барака Обамы, призвавшего Малики к большей гибкости 3 апреля, то в стане оппозиции, противостоящей партии власти, не будет единства. Даже в курдском блоке есть существенные различия в позициях. Так, даже президент Ирака Джалал Талабани, по разным оценкам, склонен выступить в поддержку сохранения Малики на его посту, в поддержку Малики готов выступить Нуширван Мустафа, лидер партии "Горран" (четверть мест в парламенте Курдистана), которая в Курдистане противопоставляет себя ДПК. Не просто и в "Иракийе", где, естественно, есть различия между ведущими политиками: есть поддерживающие Малики спикер парламента Осама Нуджафи и министр финансов Рафие аль-Иссави и ось, противостоящая премьер-министру, Айяд Аллави и Тарик эль-Хашеми.
Отсутствие сплоченности в оппозиции, в свою очередь, является причиной осторожной позиции США, поскольку, если не урегулировать ситуацию, то Ираку предстоит очень бурный период внутриполитической борьбы, поэтому Барак Обама уже призвал Малики к гибкости, с теми же словами обратился к оппозиции, призвав ее к сдержанности и упорной работе внутри созданных в стране демократических институтов.
Конкретно, он подчеркнул необходимость длительных и углубляющихся отношений между США и Курдским регионом в рамках демократического, плюралистичного и федеративного Ирака. Американское консульство в Курдистане явно будет играть большую роль и получит больше полномочий. Активизируются экономические связи. США будут развивать особые отношения с Курдистаном. Эти слова и действия Вашингтона публично оказавшего поддержку президенту Иракского Курдистана Масуду Барзани в период острого политического кризиса в Ираке являются предупреждением и Нури эль-Малики. Но стороны должны учиться договариваться.
Посмотрим, как это повлияет на сегодняшнюю Национальную конференцию в Ираке…