Введение. Конфликты в Ливане и Ираке имеют много общего, поэтому было бы полезно сравнить их для того, чтобы Ираку извлечь некоторые уроки из постконфликтного периода в Ливане. Ирак и Ливан имеют схожую гетерогенную структуру регионов. В Ливане шииты, сунниты, и христиане составляют подавляющее большинство населения. Для Ирака - это шииты, сунниты и курды. В Ливане, указанные группы практически эквивалентны. В Ираке шииты составляют большинство, около 60% населения, а на суннитов и курдов приходится по 20%. В обеих странах, шиитские группировки столкнулись с подавлением со стороны прежних правящих режимов, но они обладают властью и участвуют в политической жизни сейчас. В обоих случаях шиитские и суннитские группы пользуются поддержкой внешних сил.
Данная статья посвящена проблемам межрелигиозной розни в обеих странах, а также теоретическим основам конфликтов. Кроме того, делается предположение, что разделение власти в Ливане способствовало нормализации отношений между различными группами, подобный подход реализуем и в Ираке.
Историческая справка о конфликтах в Ираке и Ливане:
1) гражданская война в Ливане (1975 - 1990). Страна имеет длительную историю конфликтов и войн. Последней и наиболее важной была гражданская война, которая началась в 1975 г. и продолжалось 15 лет. Первоначально это был конфликт между христианами-маронитами и альянсом мусульман и левых группировок, но его границы вскоре были расширены (Haddad, 2002, стр. 5). Кроме того, произошло вмешательство в конфликт соседних государств. Ситуация ухудшилась с появлением Организации освобождения Палестины. В 1982 г. Израиль вторгся в Ливан под предлогом борьбы с ООП и формирования лояльного Израилю правительства. Этот план завершился убийством Башира Жмайеля, избранного президентом Ливана, но не успевшего вступить в свои полномочия. Присутствие израильских войск в Ливане сохранялось до 2000 г, когда они столкнулись с движением Хизбалла. Кроме того, часть территории Ливана была оккупирована сирийской армией с 1978 по 2005 г. после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири (Warren & Troy 2011). Хорошо известно, что Ливан является удобным пристанищем для представителей различных национальных группировок и политических сил. Страна использовалась палестинской группировкой как база для нападения на Израиль. Израиль, Сирия и Иран и использовали Ливан в качестве полигона для обеспечения своей безопасности. Через доверенных лиц соседних стран пока ещё продолжается невидимая война. Для Сирии эту роль играл Амаль, а теперь - Хизбалла, для Израиля - Армия Южного Ливана, для Ирана – та же Хизбалла (Ibrahim, 1998). Боевые действия распространились по всей стране, но особенно опустошённой оказалась столица страны - Бейрут. В ходе конфликта возникли противоречия внутри боевых группы, что способствовало увеличению числа погибших (Warren & Troy 2011). За 15 лет гражданской войны погибло около 150 тыс. чел., что эквивалентно 5% населения страны до 1990 г. (Ibrahim, 1998).
2) межрелигиозной конфликт также имел место в Ираке после вторжения американских и британских войск 20 марта 2003 г., захвата Багдада в апреле и пленения иракского лидера Саддама Хусейна в декабре. В мае президент США Джордж Буш заявил о завершении военной фазы конфликта, несмотря на нарастающие беспорядки в городах (Hinnebusch, 2007, с.7). Решение о роспуске иракской армии, принятое главой американской гражданский администрации в Ираке Полом Бремером в 2003 г., привело к тому, что 500 тыс. бывших военнослужащих стали безработными и частично пополнили ряды террористов (Hinnebusch, 2007, с.11). Придорожные взрывы и террористы-смертники стали частым явлением во время ноябрьской осады коалиционными войсками г. Эль-Фаллуджа. Остаётся невыясненным вопросом влияние других стран, особенно Ирана, (Dassa, и Wehrey, 2009, с.42). Иран является страной, оказывающей наиболее сильное влияние на иракскую политику, затем следуют США, Саудовская Аравия и Сирия. Тем не менее, после своего ухода США больше не будут обладать реальным влиянием на Ирак. Доминирующие по численности шиитские группы имеют тесные отношения с Ираном (Hoffman, 2006). Существует множество различные источников, содержащих информацию о количестве жертв войны и гражданских конфликтов в Ираке. В соответствии с исследованием специалистов Школы общественного здравоохранения Университете Джонса Хопкинса, около 100 тыс. гражданских лиц погибло во время ведения боевых действий в течение 18 месяцев после вторжения (Hinnebusch, 2007). По мнению исследователей, в результате религиозного конфликта между шиитами и суннитами к октябрю 2006 г. общее число погибших гражданских лиц составило около 650 тыс.. Война также унесла жизни многих военнослужащих, в том числе более 3 тыс. американских солдат (Hinnebusch, 2007).
В качестве теоретической основы для ливанского и иракского конфликтов наиболее подходит теория затяжных социальных конфликтов Эдварда Азара, которая поможет сделать их адекватный анализ (Tar, 2011). По мнению Азара, затяжной социальный конфликт является продолжительным и, казалось бы, трудноразрешимым. Он даёт определение затяжным социальным конфликтам, подробно описывает их особенности и характеристики, а также причины возникновения и повторения (Ramsbotham и др., 2011, pp.99-101). В дополнение к этому, Азар подчеркивает, что наиболее важным в анализе затяжных социальных конфликтов является идентификация расовой, религиозной, этнической, культурной и др. идентичности (Ramsbotham и др., 2011, стр.101). Эта категория конфликтов является очень распространенным явлением в странах третьего мира. На основе собранных эмпирических данных, он сделал предположение, что 90% конфликтов в странах третьего мира со времен Второй мировой войны являлись затяжными социально-этническими, а не стратегические конфликтами (Ramsbotham и др. 2011, р. 103). Азар выявил значение власти в обществе, которую доминирующие группы используют для устранения идентичности меньшинств. Другими словами, для Азара затяжные социальные конфликты носят идеологический характер с сильным акцентом на отделение, национальное самоопределение, независимость и равноправие (Tar, 2011). У затяжных социальных конфликтов есть два основных источника: деформированная поляризованная среда, а также отказ или недостатки в удовлетворении основных потребностей, таких как безопасность, физическая, экономическая и культурная идентичность и признание (Ramsbotham и др. 2011, стр. 104.). Теория может применяться в отношении Ливана и Ирака. В Ираке насилие на религиозной почве возникло, когда Саддам Хусейн пришел к власти в 1979 г. В данном случае насилие являлось односторонним, главным образом со стороны баасистского суннитского правительства в отношении как шиитов, так и курдов. В настоящее время, имея возможность проявить себя, различные этнические и религиозные группы все ещё учатся, как взаимодействовать. В Ираке шииты и курды устали от суннитов, которые плохо относились к курдам, когда были у руководства страной. В Ливане доминирующими группами были сунниты и христиане. Уровень угнетения и насилия в отношении меньшинств был не таким значительным, как в Ираке. Это подтверждает теорию Азара, что затяжные социальные конфликты существуют в атмосфере неравенства и подавления национальных меньшинств доминирующей силой (Tar, 2011). В то же время шиитская часть Ливана была маргинализирована и получала недостаточную часть ресурсов государства (Hazran, 2010, с. 7). По мнению Азара, удовлетворение основных потребностей и экономические разногласия могут быть одним из основных факторов такого рода конфликтов (Tar, 2011). В обоих случаях, это способствует сохранению напряжённости в отношениях между различными группами. Тем не менее, все группы приходят к осознанию того, что сотрудничество и диалог являются лучшим способом стабилизации отношений. Ситуация в Ливане значительно лучше, чем в Ираке, поэтому Ирак мог бы извлечь из этого ряд уроков.
В второй части статьи содержится вариант решения внутреннего этнического конфликта в Ираке. Разделение власти в Ливане: уроки для Ирака, Ливан обладает длительной историей и опытом деления власти, последней попыткой стало Таифское соглашение. Достижение соглашения и разделение власти могли бы стать дорожной картой нормализации ситуации в Ираке. В 1989 году члены ливанского парламента встретились в г. Эт-Таиф в Саудовской Аравии, чтобы договориться об окончании гражданской войны. Наконец, они достигли согласия. Хотя, в основном, структура институтов власти в Ливане осталась неизменной, реформы изменили полномочия президента и совета министров и состав парламента. К 1991 году война разгорелась с новой силой, и большинство партий согласились признать положения Таифского соглашения (Maila, 1994, с.45). Стороны конфликта не были основными участниками этого соглашения о разделении власти в постконфликтный период. Именно члены ливанского парламента, избранные в 1972 г., игравшие в гражданской войне роль скорее свидетелей и наблюдателей, чем действующих лиц, заключили Таифское соглашение (Maila, 1994, 37). Указанное соглашение в общих чертах подтвердило преемственность властной системы, но произвело перераспределение полномочий между основными внутриполитическими группами - маронитами, суннитами и шиитами. Оно сократило полномочия президента маронита (Harik 1991, 45-56), укрепило исполнительную власть Совета Министров, увеличило полномочия законодательного органа и, в частности, закрепило место спикера за шиитами. Таифское соглашение заменило старое соотношение (6:5) в распределении мест в парламенте на равное представительство христиан и мусульман, увеличив общее число мест в парламенте с 99 до 108, а затем - до 128 (Hazran, 2010, стр. 12). .
Соглашение также предусматривало, что любые соглашения между Сирией и Ливаном должны отражать интересы двух стран при соблюдении их суверенитета и независимости (Salem 1991, 71). Кроме того, указывалось на необходимость проведения целого ряда реформ, включая децентрализацию административной власти, принятие нового избирательного закона, усиление национальной интеграции на основе образования, создание Совета экономического и социального развития, принятие закона о средствах массовой информации, подтверждение стремления к освобождению Ливана от израильской оккупации (Maila, 1994). Таифское соглашение стремилось перейти от власти персоналий к власти институтов, поэтому исполнительная власть была сосредоточена не в руках президента, а правительства (Krayem 1997, 426-427). Все эти процессы требуют времени для их реализации, поэтому Президент Ильяс Храуи настаивал на участие во всех заседаниях Совета Министров (Mansour 1993, 204-207). Пример разделения власти в Ливане может быть полезен для Ирака. Иракские политические партии нуждаются в соглашении о распределении власти между различными этническими и религиозными группами. Вместо бесконечных споров властные полномочия должны быть разделены. Если это произойдёт, безопасность будет обеспечена, а политическое будущее Ирака будет стабильным (Denselow, 2010). Это могло быть легче реализуемо в Ливане, где эквивалентные пропорции различных этносов позволили достичь Таифское соглашение о распределении власти. В то же время в Ираке распределение власти может быть сделано на основе результатов выборов или переписи населения. Договорённость о распределении власти может быть достигнута между основными партиями и группами населения, чтобы иметь стабильную политическую атмосферу. Тем не менее, соглашение должно отразить характер отношений с соседними странами и ясную перспективу этих отношений. Как было отмечено, Иран влияет на политику в Ираке, но эти взаимоотношения никак не регулируется с помощью закона или договора. Кроме того, иранские политики отрицают подобное влияние. Тем не менее, подобное соглашение могло бы ограничить вмешательство Ирана (Марр, 2004, стр. 272). В Ираке существует еще одна проблема, связанная со спорами о природных ресурсах. В соглашении должно быть несколько статей о распределении ресурсов или, по крайней мере, об обязательном их пропорциональном перераспределении между этническими группами (Oberg & Strom, 2008).
Заключение. Ситуации в Ливане и Ираке в основном совпадают. Их сравнение было полезно для возможного обмена опытом. В данной статье предпринята попытка пролить свет на историческую подоплёку гражданской войны и внутренних конфликтов в Ираке и Ливане, затем были названы причины и последствия войны., Для анализа и определения рамок конфликтов в Ливане и Ираке использовалась теория затяжных социальных конфликтов Эдварда Азара, которая позволила прояснить ситуацию, особенно в Ираке. Наконец, Таифское соглашение было приведено в качестве успешного примера реализации разделения власти. В статье предлагается достичь соглашения между всеми политическими партиями в Ираке о распределении властных полномочий и ресурсов между различными этническими группами. Доминирующие группы в Ираке должны осознать важность учёта мнения меньшинств во избежание политического недовольства и возможной будущей дестабилизации.
Используемые источники
1. Dassa, D. & Wehrey, F. (2009). Containing Iran?: Avoiding a Two-Dimensional Strategy in a Four-Dimensional Region. The Washington Quarterly. 32 (3), 37-53.
2. Denselow, J. (2010). Lebanon as a model for Iraq. Retrieved from Guardian: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2010/mar/31/iraq-elections-lebanon-model.
3. Haddad, S. (2002). The Maronite Legacy and the Drive for Preeminence in Lebanese Politics. Journal of Muslim Minority Affairs, 22 (2).
4. Harik, I. (1991). The Maronites and the Future of Lebanon: A Case of Communal Conflict, In Dorr, S. & Slater. N., eds. Security Perspectives and Policies: Lebanon, Syria, Israel and the Palestinians. Washington, D.C.: Defense Academic Research Support Program.
5. Hazran, Y. (2010). The Rise of Politicized Shi‘ite Religiosity and the Territorial State in Iraq and Lebanon. Middle East Journal. 64 (4).
6. Hinnebusch, R. (2007). The American an Invasion of Iraq: Causes and Consequences. Persceptions.
7. Hoffman, F. (2006). Why Iraq is Lebanon And Why it’s Not. Retrieved from Noted From Medinah: http://notesfromamedinah.com/2010/01/11/why-iraq-is-lebanon-and-why-its-not/
8. Ibrahim, E. (1998). Ethnic conflict and state-building in the Arab world. Published by Blackwell Publishers.
9. Krayem, A. (1997). The Lebanese Civil War and the Taif Agreement. In Paul Salem, ed. Conflict Resolution in the Arab World. Beirut: American University of Beirut Press.
10. Maila, J. (1994). The Ta‘f Accord: An evaluation. In Peace for Lebanon? From war to reconstruction, edited by Collings, D. & Boulder, C. Lynne Rienner Publishers.
11. Mansour, A. (1993). The Coup Against Taif. Beirut: Dar al-Jadid.
12. Marr, P. (2004). Iraq’s Many Challenges. American Foreign Policy Interests, 26, 269–278.
13. Nasr, V. (2004). Regional Implications of Shi‘a Revival in Iraq. The Washington Quarterly, by The Center for Strategic and International Studies and the Massachusetts, Institute of Technology. 27(3), 7–24.
14. Oberg, M. & Strom, K. (2008). Resources, Governance and Civil Conflict. New York: Routledge.
15. Ramsbotham, O., Woodhouse, T. & Miall, H. (2011). Contemporary Conflict Resolution. 3rd edition. Cambridge: Polity press.
16. Salem, P. (1991). Two Years of Living Dangerously: General Awn and the Precarious Rise of Lebanon’s Second Republic. The Beirut Review, 1(1), 62-87.
17. Shanahan, R. (2005). The Shi’a of Lebanon: Clans, Parties and Clerics. London: Tauris Academic Studies.
18. Tar, U. (Winter, 2011), Conflict Resolution, [lecture notes].
19. Vibert, P. (2010). Lebanon and Iraq. Retrieved from Foreign Policy Blogs: http://foreignpolicyblogs.com/2010/04/15/lebanon-and-iraq/.
20. Warren, T. & Troy, K. (2011). The Logic of Intra-Ethnic Conflict: Group Fragmentation in the Shadow of State Power. Journal of Conflict Resolution,
21. Wehrey, F., Kaye, D., Watkins, J., Martini, J. & Guffey, R. (2010). The Iraq Effect: the Middle East after the Iraq War. London: RAND corporation.
22. Winslow, C. (1996). Lebanon: War & Politics in a Fragmented Society. London: Routledge.
23. Zahar, M. (2002a). Peace by Unconventional Means: Lebanons Taif Agreement. In Stedman, S., Rothchild, D. & Cousens, E., eds. Ending Civil Wars: The Implementation of Peace Agreements. Boulder: Lynne Rienner.
Кошан Али Хидир (Заманеи), журналист, блоггер, а также студент университета Курдистан- Хавлер. Им написаны статьи для сайтов Global Politician, American Chronicle, Middle East Online, Mideast Youth и других. С его блогом можно ознакомиться на сайте koshanali.blogspot.com
Перевод Эдуарда Гамса