От редакции: Мы публикуем статью Джона Питера Ханны - старшего научного сотрудника в Институте ближневосточной политики в Вашингтоне, которая была написана еще до последнего визита Барзани в США. Сейчас она представляет еще больший интерес...
В моей последней статье, я набросал стратегическую схему того, как существенно углубить американо-курдские отношения. Хотя такая смена парадигмы может занять некоторое время, хорошим началом могла бы быть простая расчистка зарослей контрпродуктивной политики, бессмысленно препятствующей нашим отношениям с курдами. Во время визита на этой неделе в Вашингтон президента Масуда Барзани, главы регионального правительства Иракского Курдистана, администрация Обамы будет иметь хорошую возможность, чтобы сосредоточив внимание на некоторых практических аспектах:
ПЕРЕСТАТЬ ОТНОСИТЬСЯ К КУРДАМ КАК К ТЕРРОРИСТАМ.
Невероятно, но в рамках существующего закона об иммиграции, к членам двух основных иракских курдских партий – ДПК (Барзани) и ПСК (президента Ирака Джаляля Талабани) - относятся как к террористам, когда они ищут визы для въезда в Соединенные Штаты. С изменением Закона об иммиграции и гражданстве (INA) после 9/11, определение терроризма используется настолько широко, что практически любая группа сопротивления, которая в прошлом участвовала в вооруженном конфликте против своего правительства, считается так называемой террористической организацией "третьего порядка" . Членство в такой группе является автоматическим основанием для отказа во въезде в США, что распространяется и на семью участника.
Действительно, ДПК и ПСК в течение многих лет работали рука об руку с США, чтобы свергнуть тиранический режим Саддама Хусейна. После 2003 года они были наиболее верными союзниками Америки в усилиях по стабилизации Ирака. И за все это, за борьбу рука об руку с силами США они получили. . . разумеется, они получили ярлык террористов. Как лихо говорит мистер Бамбл в "Оливере Твисте", "Если закон предполагает, этот... закон – осел и идиот ".
В 2009 году госсекретарь Клинтон и министр национальной безопасности Наполитано о от случая к случаю использовали свои должностные полномочия, чтобы освобождать членов ДПК и ПСК от связей с терроризмом, если они могли удовлетворить чиновников, показав по шести критериям, что они на самом деле не террористы и не представляют никакой угрозы для безопасности США. Излишне говорить, что процесс аттестации часто длинен, громоздок и - будем откровенны - унизителен для людей, которые полностью связали свою судьбу с Америкой, и часто рисковали жизнью и здоровьем, чтобы помочь ей добиться успеха. И даже при возможности освобождения, клеветнические классификации ДПК и ПСК в списке террористических организаций остаются, нанося незаслуженное оскорбление гордым людям, которые изо всех сил открыто помогали Вашингтону - все еще слишком редкое явление в Ближнем Востоке, где антиамериканизм, к сожалению, всегда в моде.
Слабым утешением для курдов, может быть то, что лидер Африканского Национального Конгресса Нельсон Мандела также однажды попал в ловушку слишком широкого применения INA. К счастью, Конгресс в 2008 году принял закон, который прямо исключает АНК из понимания террористической организации в соответствии с INA. Подобная законодательная помощь была оказана и другим группам, которые боролись с репрессивными режимами. Теперь, то же самое следовало бы сделать для курдов. Как это часто бывало, когда доходит до того, чтобы делать правильные вещи в вопросах национальной безопасности, сенатор Джозеф Либерман является лидером, разрабатывающим решение этой возмутительной для курдов дилеммы. Администрация Обамы дает понять, что она поддержит усилия Либермана, и она должна сделать так искренне и от всего сердца. Заявление об этом президента Обамы, когда он встретится с Барзани, будет иметь большое значение. Еще лучше, если президент в то же время издаст директиву, поручающую Департаменту внутренней безопасности прекратить учет ДПК и ПСК, как террористических организаций при выдаче виз.
ПОЗВОЛИТЬ ВЫДАЧУ ВИЗ В ЭРБИЛЕ.
Проблема тут в том, что консульство США в Курдистане еще не выдает виз. Вместо того, курды, желающие посетить США, должны либо рисковать, идя в посольстве США в Багдаде (во всех отношениях кошмарный опыт из-за соображений безопасности), либо выезжать за границу для обращения в американское представительство в Заливе или в Турции. В довершение к препятствиям, уже связанным с ограничениями INA, имея в виду затраты времени, расходы и хлопоты, к которым приводит этот процесс, он может быстро стать запретительным. Администрация Обамы должна действовать быстро, чтобы исправить ситуацию, и в кратчайший срок издать президентский указ о выдаче виз в Эрбиле.
ПОЗВОЛЬТЕ АМЕРИКАНСКИМ САМОЛЕТАМ ЛЕТАТЬ В КУРДИСТАН.
Austrian Airlines, Lufthansa, Emirates, Royal Jordanian, MEA, Turkish Airlines - все они регулярно летают в новый, современный, безопасный Эрбильский международный аэропорт. Тем не менее, как это ни невероятно, Федеральное управление гражданской авиации придерживается документа саддамовской эпохи (SFAR 77), который запрещает любому представителю американской авиации, коммерческому оператору, или зарегистрированному в США самолету с садиться в Курдистане. Любой, кто недавно побывал в Эрбиле, может вам сказать, что такого рода ограничения, мягко говоря, смешны - особенно для страны, которая реально освободила Курдистан и в значительной степени ответственна за процветание и безопасность, которыми в настоящее время пользуется регион. Если американский бизнесмен хочет нанять самолет авиакомпании для того, чтобы слетать в Эрбиль и подписать там важное соглашение, он должен иметь возможность сделать это. И если американская авиакомпания считает, что она могла бы быть в состоянии получать прибыль от перевозки инвесторов, работников, туристов и американцев иракского происхождения в и из Курдистана, надо позволить ей это. Президент Обама должен издать четкие инструкции руководству к FAA: Изменить SFAR 77 так, чтобы американские самолеты могли приземляться в иракском Курдистане.
ПОДАТЬ СИГНАЛ, ЧТО КУРДИСТАН ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТЫМ ДЛЯ БИЗНЕСА.
В течение многих лет, когда дело доходит до Курдистана, США были гиперчувствительны к суверенитету Ирака. Это может, до определенной степени, иметь смысл, в вопросах высокой политики и безопасности. Но это имеет гораздо меньше смысла, когда речь идет о бизнесе. Действительно ли мы хотим, чтобы правительство США, намекало, что каждой крупной коммерческой делегации, которая стремится посетить Курдистан, необходимо останавливаться прежде всего в Багдаде? Посмотрим правде в глаза: в качестве рынка, остальной Ирак по-прежнему представляет собой бардак, болото коррупции, волокиты, угроз безопасности, и бесконечных задержек, где ничего не делается, и никто ни за что не отвечает. Курдистан, напротив, имеет экономику, где все работает четко. Она может быть, не прекрасна и не идеальна, но возможности реальны, атмосфера (для бизнеса) дружественная, правительство оказывает поддержку и важные контракты подписываются реализуются и воплощаются в жизнь. Менталитет, который отдает приоритет багдадскому правительству, только вредит американским компаниям, которые уступают позиции своим иностранным конкурентам на постоянно расширяющемся курдском рынке. Президент Обама должен использовать возможность, предоставляемую визитом президента Барзани, чтобы послать четкий сигнал бизнесу и бюрократии: "Пусть американские компании приходят в Курдистан. Немедленно."
Обнадеживает то, что все эти и другие шаги, как сообщается в повестке дня администрации, готовятся к обсуждению на этой неделе. Это азы внешней политики, что великим державам для того, чтобы позже делать великие вещи, необходимо добиваются успехов в мелочах, особенно там, где заинтересованы друзья. Это важно. Это очень важно. Это окупается в долгосрочной перспективе. А когда речь идет об интересах курдов, это безусловно, то, что также необходимо сделать. Администрация должна иметь нашу поддержку в выполнении этого.
Джон Ханна - старший научный сотрудник в Институте ближневосточной политики в Вашингтоне. Бывший советник по национальной безопасности вице-президента США Дика Чейни с 2005 по 2009 год.