Основной целью нового правительства Иракского Курдистана, сформированного недавно Нечирваном Барзани, является, по словам курдистанского премьер-министра, утверждение коллективных усилий для обеспечения прогресса и национального единства в Курдистане, формирование общекурдистанского консенсуса, несмотря на наличие идеологических расхождений. Всё это необходимо для выступления единым фронтом на переговорах с Багдадом. Учитывая значительный авторитет Нечирвана Барзани (по влиянию он уступает, пожалуй, лишь президенту Масуду Барзани), можно предположить, что новому премьеру по силам содействовать консолидации южнокурдистанского общества, находящемуся перед лицом серьёзных вызовов. Нечирван Барзани также один из немногих политиков, пользующихся авторитетом во всех частях Иракского Курдистана – от Дохука до Гармияна.
В новом правительстве Иракского Курдистана практически все ключевые министры сохранили свои посты. Вместе с тем в правительстве, не считая премьер-министра, вошли несколько человек, не входивших в предыдущий состав правительства, а именно: вице-премьер, министр сельского хозяйства и водных ресурсов, министр образования, министр здравоохранения, министр высшего образования и научных исследований, министр юстиции, министр муниципалитетов и туризма, министр транспорта и связи.
Биографии членов правительства Курдистана
Премьер-министром вновь утверждён Нечирван Барзани, являющийся одним из наиболее видных южнокурдистанских политиков последних 15 лет. При этом Н.Барзани, очевидно, олицетворяет будущее Южного Курдистана.
Нечирван Барзани родился в 1966 году. С 1975 г. после коллапса курдского движения в Ираке находился в эмиграции в Иране. В 1980-х годах изучал политологию в Тегеранском университете. После скоропостижной смерти отца – Идриса Барзани – активно включился в курдское освободительное движение, вскоре став одним из его лидеров. В 1989 г. избран членом политбюро ДПК. С 1990-х годов является одним из руководителей различных администраций в Курдистане. В 1996 г. Нечирван Барзани назначен вице-премьером, с 1999 г. – по 2009 г. являлся премьер-министром Курдистана (вначале администрации ДПК в Эрбиле, а с 2006 г. единого Регионального правительства в Курдистане). На 13-м съезде ДПК полтора года назад избран заместителем председателя партии. Женат на дочери Масуда Барзани – Небиле, с которой воспитывает пятерых детей – 3 сыновей и двух дочерей. Кроме курдского языка, на уровне родного владеет персидским, также хорошо знает английский язык и на уровне рабочего - арабский. Известен своим увлечением курдской и персидской поэзией.
Нечирван Барзани пользуется значительным авторитетом среди лидеров ведущих стран мира, являясь на протяжении последнего десятилетия одним из основных представителей Курдистана на мировой арене. В различных странах – от Ирана и Турции до США – его принимают на уровне главы государства и даже с большим почётом, чем лидеров многих стран.
Вице-премьером нового правительства назначен Имад Ахмед Сейфулла. Он родился в 1955 г. в Ханекине, в 1980 г. окончил Багдадский технический институт, с начала 1970-х гг. участвовал в курдских организациях, в 1983 г. вступил в ряды пешмерга, с 1993 г. член руководства ПСК, с 1999 г. – член политбюро ПСК. В сулейманийской администрации занимал пост министра промышленности и вице-премьера, в 2006–2009 гг. министр реконструкции и жилья, в 2009 г. являлся вице-премьером Регионального правительства Курдистана.
Пост министра внутренних дел сохранил за собой один столпов ДПК и Курдистана Абдулкерим Султан Абдулла (Карим Синджари). Он по праву считается весьма авторитетным лидером в области проблем безопасности и управлении правоохранительными органами, пользуется большим уважением среди американцев и в Турции.
Карим Синджари родился в 1950 г. в Шенгале (Синджаре), в 1971 г. окончил отделение права и политологии Багдадского университета, в 1971–1973 гг. работал в Багдаде адвокатом, в 1970-х годах присоединился к ДПК. К.Синджари входил во Временное руководство партии в 1976 – 1980 гг. во время крупнейшего кризиса в этой партии после коллапса курдского восстания и смерти Мустафы Барзани, в 1980–1988 гг. находился в эмиграции в Швеции, после чего вернулся в Курдистан, возглавив службу безопасности ДПК. В 1993–1994 гг. возглавлял службу безопасности Курдистана. С 2001 г. министр внутренних дел в администрации ДПК и член ЦК ДПК, позже избран членом политбюро ДПК. В мае 2006 г. назначен министром внутренних дел в объединённом РегПК, сохранил свой пост и в правительстве Бархама Салеха, сформировавшем 6-е правительство в октябре 2009 года.
Ещё одним министром с наиболее высоким уровнем влияния является министр природных ресурсов – Ашти Хаурами (Абдулла Абдурахман Абдулла), активно работающий на протяжении последних 6 лет над привлечением иностранных нефтяных компаний в Иракский Курдистан. Нефтедобыча является приоритетом Эрбиля в последние несколько лет и будущее Курдистана связывается именно с добычей и экспортом углеводородного сырья, что рассматривается также в качестве фундамента экономической состоятельности при возможном объявлении независимости. После Нечирвана Барзани, Ашти Хаурами является, пожалуй, наиболее известным в международных политических и экономических кругах. Кроме того, А.Хаурами считается авторитетным экспертом в нефтяной индустрии, имея большой опыт практической работы в различных западных компаниях.
Ашти Хаурами родился в 1948 г. в Сулеймании, в 1971 г. получил степень бакалавра-инженера в области нефтедобычи, в 1971–1974 гг. работал инженером в Иракской национальной нефтяной компании в Басре, в 1978 г. получил докторскую степень в Шотландии. В 1975–1982 гг. работал инженером в различных британских нефтяных компаниях, с 1982 г. на руководящих должностях в различных британских нефтяных компаниях, с 2006 г. занимает пост министра природных ресурсов.
Министром муниципалитетов и туризма в новом правительстве стал Дылшад Шахаб Хаджи. Он родился в 1972 г. в районе Мергасур. Присоединился к ДПК во время обучения в Университете им. Салахэддина в 1991 г., специалист в области окружающей среды, с 2009 г. член парламента Курдистана, являлся зампредом фракции ДПК.
В последние годы южнокурдистанские власти большое значение уделяют развитию туризма. С учётом проблем с безопасностью в арабской части Ирака, а также в связи с природными условиями Иракского Курдистана, многие его районы стали привлекательным местом туризма для иракских арабов. Кроме того, в последние годы наблюдается существенный приток туристов из Ирана. Также небольшой турпоток наблюдается из стран Запада. Особенно большой приток туристов наблюдается во время праздников.
Кроме того, власти Иракского Курдистана понимают и регулярно заявляют о необходимости усиления местного самоуправления. Однако следует отметить, что в условиях, когда экономика построена почти сплошь на трансфертах и перераспределении нефтедолларов вряд ли можно ожидать создания в Курдистане подлинно местного самоуправления. В любом случае министерство муниципалитетов и туризма является весьма важным для современной курдской автономии в Ираке.
Пост министра планирования сохранил за собой д-р Али Синди (Али Осман Хаджи Бадри Синди). Он родился в 1965 г. в Захо, в 1990 г. окончил медицинский факультет Мосульского университета, в 1998 г. получил степень магистра по хирургии в эрбильском Университете им. Салахэддина, в 1996–2001 гг. работал в мэрии Эрбиля, являлся заместителем министра здравоохранения и социальных отношений. В 2002 г. Али Синди получил степень магистра в области госуправления в Гарвардском университете, в 2003 г. – диплом Йельского университета также в области управления. В 2002 г. был назначен советником премьер-министра. С 2009 г. назначен министром планирования.
Министерство планирования представляется одним из наиболее бесполезных министерств в современном Иракском Курдистане. Учитывая, что власти автономии сделали упор в первую очередь на развитие нефтедобычи и экспорт минерального сырья, а доходы курдистанского бюджета представляют собой преимущественно лишь трансферты из иракского бюджета, формируемом также лишь от экспорта нефти, все макроэкономические показатели обусловлены именно нефтяным фактором. Кроме того, мировая практика больше говорит об отсутствии этого министерства, нежели о его необходимости. При надобности индикативные планы в Иракском Курдистане могли бы разрабатываться в рамках министерства финансов и экономики. Не случайно министр планирования является одним из наиболее "незаметных" членов правительства автономии.
Министром образования стал д-р Асмат Мухамед Халид. Он родился в 1956 г. в Амадии (провинция Дохук), степень бакалавра и магистра получил на инженерном факультете Мосульского университета, в Великобритании защитил докторскую диссертацию, основатель и бывший ректор Дохукского университета (с 1992 г.). Д-р Асмат Халид считается одним из наиболее авторитетных представителей южнокурдистанского высшего образования. Благодаря его усилиям Дохукский университет является ныне лучшим вузом в Ираке. Особенно большое развитие (по иракским меркам, конечно) в Дохукском университете наблюдается в последние годы, после свержения баасистского режима.
В целом министерство образования является одним из важнейших современного Иракского Курдистана. Начиная с 1992 г. в автономии формировалась по сути национальная система образования, которое стало массовым и можно говорить об обязательном среднем образовании. В связи с демографической структурой в Южном Курдистане и массовизацией среднего образования в последние годы введены в строй тысячи новых школ. Теперь школы имеются практически во всех населённых пунктах. Однако уровень образования, несмотря на значительный объём имеющихся в распоряжении курдистанской администрации средств, весьма низок. Вместе с тем в связи с ростом благосостояния увеличивается спрос на образование.
Министром по делам пешмерга (фактически министр обороны) остался Джафар Мустафа Али. Он родился в 1950 г. в провинции Сулеймания, в конце 1960-х вступил в ряды пешмерга, с 1997 г. в сулейманийской администрации заместитель министра по делам пешмерга, с 2004 г. член парламента Курдистана. После объединения двух министерств пешмерга (ДПК и ПСК) в 2006 г. стал министром пешмерга.
Джафар Али является одним из наиболее влиятельных лиц нынешнего курдского правительства, что обусловлено как его личными качествами, так и особой ролью министерства пешмерга.
Пешмерга для Курдистане являются не просто силами самообороны, а представляют собой своеобразную святость. Не случайно, отвечая на вопрос о самом дорогом для него звании, президент Масуд Барзани отвечает - пешмерга. На протяжении многих десятилетий пешмерга являлись олицетворением курдского национально-освободительного движения. И ныне силы пешмерга считаются главной гарантией предотвращения авантюр со стороны Багдада и защиты статуса курдской автономии в Ираке.
В последние годы силы пешмерга претерпели существенные изменения. Сегодня в значительной степени это регулярные армейские подразделения, лучшие из которых прошли серьёзную подготовку в американских войсках. Не случайно, Соединённые Штаты очень высоко оценивают важность взаимодействия с пешмерга.
Несмотря на то, что отряды пешмерга во многом ещё находятся под влиянием двух крупнейших партий ДПК и ПСК, очевидно, что происходит их заметная эволюция в общекурдистанскую армию.
Вместе с тем, очевидно, что силы пешмерга нуждаются в дальнейших реформах. Очевидно, что в имеющемся количестве пешмерга в автономии (почти 200 тыс.) нет необходимости. Это осознаётся и курдскими лидерами. Джафар Али неоднократно заявлял о необходимости реформирования сил пешмерга. Однако нынешняя система является источником дохода значительного количества семьей и увольнение десятков тысяч человек из армии может привести к социальным осложнениям. Поэтому реформа пешмерга, по-видимому, сталкивается со значительными трудностями. Очевидно, речь идёт о дальнейшей профессионализации курдистанской армии, которая будет состоять из нескольких десятков тысяч человек (представляется, что хватило бы 30–50 тысяч) при одновременном развитии системы резерва.
Министром финансов и экономики остался Байз Саид Мухамед Талабани (родился в 1944 г. в Киркуке). С 2002 г. он являлся министром финансов и экономики сулейманийской администрации, с 2006 г. министр финансов и экономики Региона Курдистан. Основной задачей министра финансов и экономики является формирование единой системы финансов и бюджета автономии и лоббирование курдских требований в Багдаде. Поскольку налоговая база в Иракском Курдистане практически отсутствует, главная работа министра финансов и экономики заключается во взаимодействии с центральными властями. Переговоры в основном касаются различных выплат и финансирования, касающихся доли автономии (доля в общих доходах, финансирование пешмерга и т.д.)
Министр культуры и молодёжи – Кава Махмуд Шакир, родился в 1958 г. в Киркуке, в 1979 г. окончил отделение права и политологии Багдадского университете, получил степень магистра политологии (в области исламских исследований) в Голландии. С начала 1980-х гг. присоединился к компартии Курдистана, вступил в ряды пешмерга, с 1990-х годов работал главным редактором газеты "Регаи Курдистан" и советником в парламенте. С 2009 г. занимает пост министра культуры и молодёжи.
Министром промышленности и торговли с 2009 г. является Синан Абдулхалик Ахмед Челеби (туркоман). Он родился в 1944 г. в Эрбиле, получил степень бакалавра и магистра по архитектуре (1972 г.) в анкарском Средневосточном техническом университете. Являлся учредителем инжиниринговой компании в Багдаде. В 1993 г. небольшое время руководил Туркоманским фронтом, работал заместителем директора Фонда Ихсана Дограмачи (эрбильского туркомана, сделавшего большую карьеру в Турецкой Республике, в частности, возглавлявшего Совет по высшего образованию, и создавшего в середине 1980-х годов негосударственный Билькентский университет, положив начало созданию частных вузов в Турции). Считается, что Синан Абдулхалик Ахмед Челеби тесно связан с турецкими кругами.
Он также является одним из наиболее "незаметных" лиц в правительстве. Это объясняется следующим.
В автономии фактически отсутствует промышленность, а торговля представляет собой лишь импорт. Строительный сектор большей частью контролируется турецкими компаниями, значительная часть торговли также приходится на Турцию. Учитывая, что Ирак стал вторым по объёму турецкого экспорта торговым партнёром Турции после ФРГ, и что основная часть турецкого экспорта приходится на Иракский Курдистан, очевидна роль этого региона для вывоза турецких товаров и работы компаний этой страны за рубежом. Челеби фактически играет роль представителя турецкого бизнеса в курдистанском правительстве.
Министром электроэнергетики оставлся Ясин Абубакр Мухамед Мавети. В 1994 г. он получил диплом инженера в области электроэнергетики. С этого времени работает на различных должностях в электроэнергетической отрасли. В 5-м кабинете министров являлся советником министра электроэнергетики. В 2009 г. получил пост министра электроэнергетики в правительстве Бархама Салеха.
Министерство электроэнергетики становится одним из основных органов в автономии. Резкий рост благосостояния, строительство массового жилья многократно увеличили спрос на электроэнергию. Хотя в последние годы в Регионе Курдистан введены в действие электростанции мощностью свыше 1 тыс. МВт, автономия всё ещё испытывает серьёзный дефицит электроэнергии. Вместе с тем ситуация с подачей электроэнергии здесь значительно лучше, чем в арабской части Ирака, и большую часть суток местное население получает электроэнергию. В настоящее время южнокурдистанские власти планируют осуществление проектов сооружения новых мощностей. Отметим, что нехватка электроэнергии вызывает нередко социальные волнения.
Министром по делам мучеников и жертв Анфаля остался Сабах Ахмед Мухамед (Мамоста Арам, Учитель Арам). Родился в 1958 г. в Киркуке, получил степень магистра в Лондоне в области информационных технологий, там же степень магистра в области управления. С 1974 г., уйдя в горы, вступил в ряды курдского сопротивления, в 1977–1981 г. член подпольной организации ПСК в Киркуке, в эмиграции являлся одним из активистов курдской общины в Великобритании, в 6-м кабинете министров уже занимал этот пост.
Учитывая, что в результате репресий баасистского режима, было уничтожено несколько сот тысяч курдов, это министерство можно назвать своеобразным министерством социальной защиты и памяти Курдистана. Практически каждая курдская семья пострадала в результате действий иракских властей.
Министром юстиции назначен Шерван Насих Абдулла Хайдери, родившийся в 1945 г. в Эрбиле. По образованию юрист, в парламенте Курдистана двух созывов возглавлял юридический комитет, до этого являлся главой администрации одного из районов, был председателем Союза адвокатов Курдистана.
Министром вакуфов и вопросов религии стал Камил Али Азиз ( родился в 1955 г.). Ранее работал аудитором в Сулеймании, один из основателей Исламского движения Курдистана. Роль этого министерства в последнее время растёт, учитывая масштабы исламизации Курдистана. Ежегодно в автономии в строй вводится огромное количество мечетей (в некоторые годы даже около 500). Зажиточные люди жертвуют на их сооружение значительные средства. Южнокурдистанские власти даже обращались к ним с призывом выделять средства на строительство объектов здравоохранения и образования, утверждая, что это является не менее богоугодным делом, чем строительство мечетей.
Министром транспорта и связи стал Джонсун Сиявеш Эю Рихане. Родился в 1971 г. провинции Эрбиль, проживает в ассирийском квартале Эрбиля Айнкава. В 1993 г. окончил отделение географии Университета им. Салахэддина. Состоит в различных ассирийских организациях.
Министр реконструкции и жилья Камран Ахмед Абдулла родился в 1957 г., в 1981 г. получил квалификацию инженера в Сулейманийском университете, работал инженером в различных организациях, руководил Сулейманийским международным аэропортом. Пост министра получил в 2009 году.
Бюджет этого министерства, а, соответственно, и роль, неуклонно растут. Власти выделяют значительные средства на строительство новых районов в городах автономии, наблюдается бум в сооружении массового жилья.
Сохранила за собой пост министра труда и социальных отношений (является министром с 2009 г.) Асос Наджиб Абдулла. Она родилась в 1974 г. в Туз-Хурмату, в 1995 г. окончила юрфак эрбильского Университета им. Салахэддина, с 1995 г. состоит в ПСК, ранее работала судьёй в Сулеймании.
Министр сельского хозяйства и водных ресурсов назначен Сирван Бабан. Он получил образование в Багдаде и Великобритании, работал в Великобритании и Австралии. В 2007 г. являлся главой Школы экологии и управления в австралийском Southern Cross University. В 2009 г. стал вице-канцлером (т.е. фактически руководитель, поскольку канцлер университета Нечирван Барзани) англоязычного Курдистанского университете в Эрбиле. В результате проведённых им в университете реформ значительная часть преподавателей была уволена, в университете наблюдались скандалы.
Сельское хозяйство Курдистана сегодня практически не существует. Многочисленные проекты, направленные на финансовые вливания сельскохозяйственный сектор не привели к увеличению производства местной аграрной продукции и уменьшению импорта. Многочисленные гидрохозяйственные проекты, озвученные южнокурдистанскими властями несколько лет назад, также не реализованы, хотя они имеют значительно больше шансов на осуществление, чем создание конкурентоспособного аграрного сектора.
Министром высшего образования и научных исследований назначен Али Саид. Указанное ведомство также является бесполезным в правительстве автономии. Местные вузы в мировых рейтингам уступают многим университетам стран южнее Сахары и Афганистана. Объём научных исследований Ирака (а в Регионе Курдистан, соответственно, ещё меньше), выражающийся в статьях в ведущих мировых журналах, сопоставим с уровнем среднего турецкого вуза. Кроме того, в мире весьма редкой является практика наличия министерства высшего образования.
На пост министра здравоохранения назначен Рекаут Хама Рашид.
Кроме того, ранг министра имеют глава аппарата Совета министров, секретарь правительства, глава департамента внешних сношений (де-факто министр иностранных дел), председатель инвестиционного совета.
Высоким влиянием в правительстве автономии обладает глава департамента внешних сношений Фалах Мустафа Бакр. Он родился в Эрбиле в 1964 г., в 1986 г. окончил Мосульский университет по специальности "английский язык и литература". В 1995 г. получил степень магистра в Университете Бата, в 2001 г. окончил программу для высших госслужащих в Школе госуправления им. Кеннеди при Гарвардском университете. В 1996–1999 гг. работал в Бюро общественных отношений ДПК, в 1999–2002 – замминистра сельского хозяйства и ирригации, в 2002–2004 гг. старший советник премьер-министра Нечирвана Барзани, в 2003 г. представитель РегПК при Временной коалиционной администрации. С 2006 г. возглавляет департамент внешних сношений, фактически сформировав южнокурдистанскую дипломатическую службу. Хорошо известен в международных кругах, частый гость в зарубежных университетах и мозговых центрах.
Итак, новое правительства Курдистана во многом сохранило свою преемственность. Вместе с тем перед нынешним руководством курдской автономии стоят новые задачи, связанные с поиском своего места в регионе и мире. Понимание нежелания Багдада смириться с самостоятельностью Региона Курдистан и диктаторские стремления всех иракских арабских правителей, укрепляет мнение, господствующее на курдской улице, о невозможности обеспечения дальнейшего развития в составе Ираке. Поэтому, по-видимому, задачей Эрбиля в ближайшее годы будет укрепление положения автономии на международной арене и подготовка почвы для реализации курдской мечты.
Интересен также кадровый состав нового правительства. Он является весьма разношёрстным. В правительстве представлены выходцы из всех районов этногеографического Южного Курдистана (в т.ч. районов, не входящих в административные границы Региона Курдистан), крупнейшие этнические меньшинства Курдистана. Различен и образовательный уровень членов правительства – от людей с неполным средним образованием до обладателей магистерских и докторских степеней ведущих западных вузов.