Ситуация в Ираке развивается стремительно. Предложения следуют одно за другим. Идет поиск компромиссов, и скорее всего, они будут найдены. Правда, боюсь, что, как всегда, в последний момент.
Этому способствует общая позиция лидеров ведущих партий, а именно: президента Ирака Джалала Талабани, президента Курдистана Масуда Барзани, лидера движения Садр Муктады эс-Садр, спикера парламента Ирака Осамы аль-Нуджаифи, бывшего премьер-министр Ирака Айяда Аллави. Фактически они представляют не только крупнейшие регионы и партии страны, но и, объединившись, формально имеют большинство в нынешнем составе парламента Ирака. За ними стоит немалое внешнее влияние.
28 апреля эти лидеры, собравшись в Эрбиле, дали нынешнему премьер-министру Нури эль-Малики 15 дней на реализацию основных положений Эрбильского соглашения, на основании которого он стал премьер-министром. Это – последний шанс для Малики остаться на посту, по крайней мере, до конца срока. Это было сделано по просьбе Муктаты эс-Садра, который попросил дать последнюю возможность Малики прийти к соглашению со своими оппонентами, прежде всего из "Иракийи" и блока курдских партий. Это – не спонтанное мероприятие, а хорошо подготовленный шаг, за которым стоят месяцы подготовительной работы всех сторон.
Сейчас ситуация определяется этим ультиматумом. Важно, что его фактически поддержали и США, и Иран, активно участвующие в разрешении нынешнего кризиса, который особенно обострился после вывода американских войск из Ирака. Активность Ирана менее заметна, но она велика, учитывая влияние Ирана на шиитские партии и силы в Ираке.
В числе наиболее актуальных задач выполнение Эрбильского соглашения и назначение министров обороны, безопасности и внутренних дел, чьи обязанности фактически в руках одного человека – Малики, который назначил руководить этими ведомствами своих ставленников – "исполняющих обязанности", не получивших утверждение парламента. Малики должен стать премьер-министром, а не всесильной, несменяемой фигурой. Все еще слишком живо помнят Саддама!
Все стороны заинтересованы в умиротворении Ирака, поскольку нынешний кризис может реально привести к распаду страны на части с практически неизбежными вооруженными столкновениями в спорных (богатых нефтью и газом) районах, которые курды не захотят оставлять в составе Ирака, если объявят о своей независимости, а Багдад, разыгрывая национально-государственную карту, постарается отбить у курдов.
Это неизбежно приведет к интернационализации конфликта, поскольку нынешний Ирак – это давно уже кость в горле у ООН. Да и региональные страны, в первую очередь, Турция однозначно заявили, что не останутся в стороне, если в Ираке вспыхнет внутренняя война. К нынешней Сирии не хватает еще и Ирака, чтобы Ближний Восток стал полностью непредсказуемым.