Обновление происходит не только на арабском востоке, но и в столицах европейских государств.
Когда в Италии сменили Сильвио Берлускони, все восприняли это как внутреннюю итальянскую разборку, но дальше тенденция обновления стала усиливаться. Смена в Испании прошла слишком естественно и даже буднично, как где-нибудь в Сербии.
Тенденция стала набирать силу, когда Медведев не стал кандидатом на президентских выборах. Дмитрий Медведев ушел. О причинах говорить сложно, поскольку за сменой скрывается букет проблем российской элиты, но, возможно, что в какой-то мере сказался и внешнеполитический просчет Медведева в Ливии, который могли расценить как некоторую податливость на западные разводки. Возможно, что именно для США, а точнее для Барака Обамы, смена Медведева на Путина станет решающей.
Барак Обама во время визита в Россию предпочитал общаться с Медведевым, от Путина он выслушал практически лекцию. Новый посол США в России Макфол, в какой-то мере "посланник Обамы", был встречен настороженно, если не в штыки. Ближайшие встречи в верхах покажут, смогут ли Путин и Обама перезагрузить российско-американские отношения, но на этот раз слово будет за Путиным. Интересно привезет ли он в США с собой "кнопку", чтобы нажать на нее вместе с Обамой? Но это, как минимум, должна быть кнопка от российско-американской ПРО.
Николя Саркози также ушел не сам и досрочно. Он сам не планировал ухода, да и реально лишь взял после десяти лет пребывания на Олимпе французской политики рычаги управления. Тут бы порулить! Но нет. Что тут сказалось? Ливия с бумерангом от Кадаффи? Ливия еще не разряжена, и как ее привести к нормальному состоянию, не ясно, если это можно прояснить вообще. А, может быть, это – привет от Доменика Стросс-Кана? Трудно назвать какую-то одну причину, тем более, что он проиграл социалистам с минимальным счетом. Но, тем не менее, это - замена, которая повлечет за собой серьезные последствия для всей Европы.
Из поражения Саркози многие сделали вывод, что меры жесткой экономии до добра не доведут. Вновь трещит Греция, где привыкшие править партии, на соглашении с которыми строилась программа выхода из кризиса, набрали смешное количество голосов. А пожар может перекинуться на всю Европу, а оттуда вновь вернуться в США, которые причастны к нему в первую очередь. По крайней мере, к греческому крушению.
Конечно, в симпатиях и антипатиях американцев на выборах доминируют внутренние проблемы. Но внешняя политика – это возможно те процент-полтора, которые могут оказаться решающими для выбора президента и в США.
Вашингтон уже сбавил тон в сирийском и иранском вопросах. Что-то придется уступить России в вопросах ПРО. Владимир Путин давит, один из его первых указов на посту президента России, состоявшихся в первый день, фактически еще в день инаугурации, - об американской ПРО.
Обама последовательно готовит вывод войск из Афганистана, но афганская карта пока не дает желаемого результата, поскольку, судя по публикуемым опросам, стратегическое соглашение с Афганистаном одобряет лишь меньшинство. И что в нем хорошего? Американцы будут погибать в Афганистане еще полтора года (французы должны теперь уйти в течение полугода), а после 2014 года потребуются немалые деньги – 4-5 миллиардов долларов ежегодно только на помощь Афганистану в области безопасности, чтобы поддерживать страну после ухода оттуда американских войск. А на то, что ситуация там может стать неуправляемой, показывает модель поведения иракского премьера Нури эль-Малики, который закусил удила на следующий день после вывода из Ирака боевых частей.
Сюрприз в любой момент может преподнести Израиль, недовольный союзник.
Иракские курды, также союзники, которые, похоже, вновь не дождались американской благодарности, готовы решиться на непредсказуемый самостоятельный спурт к независимости. Станет вопрос об американской ответственности за урегулирование в Ираке.
О Турции вообще говорить не стоит, она, начав еще в 2002 году с отказа в предоставлении своей территории для вторжения войск союзников в саддамовский Ирак, год от года только наращивает свою региональную самостоятельность. Неоосманизм в теории воспринимается пока как экзотика, но его практика может оказаться не столько уж привлекательной.
Вспышка любой из этих проблем может по-новому высветить ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и в самих США. И не в пользу Обамы. Удержится ли Обама? Потребность менять уже захлестнула Запад, и не важно, что шило пойдет за мыло, а от перемены ситуация лишь пострадает. Падение Саркози, в которое он сам не верил до последнего момента, сформировало парадигму перемен. Захватит ли Обаму волна обновления, которая уже охватила мир? Безусловно, уже захватила. Выгребет ли он? Посмотрим. Но шансов уже меньше…