Встреча по иранской ядерной проблеме в Багдаде чуть отвлекла внимание обозревателей от внутреннего иракского кризиса, который развивается с нарастающей интенсивностью. Сейчас стороны, критикующие Малики, ищут политические способы решения проблемы "Малики". Эта де факто оппозиция, входящая, тем не менее, в правящую коалицию и занимающая высокие посты в парламенте и исполнительной власти, пытается организовать вынесение вотума недоверия премьер-министру Малики.
Оппозиция сосредотачивается и сплачивается
Этапы выработки общей платформы по замене Малики:
- 28 апреля, встреча в Эрбиле, где первыми лицами оппозиции был составлен 15-дневный ультиматум, в котором стороны, подписавшие его, потребовали от правящего Национального альянса, заменить своего представителя Нури эль-Малики на посту премьер-министра Ирака. Этот ультиматум был вручен Ибрагиму эль-Джафари, руководителю объединенной шиитской фракции в парламенте Ирака, 3 мая.
- 19 мая прошла встреча в Наджафе, т.е. дома у лидеров внутренней шиитской оппозиции Малики, который все-таки пока позиционируется как представитель светской части шиитов как некоторого этно-конфессионального единства. На встрече не присутствовали ни Масуд Барзани, ни Айяд Алави, но на ней были представлены те же самые стороны, что собирались 28 апреля в Эрбиле. На встрече были еще раз повторены требования к шиитской фракции в отношении замены Малики на посту премьер-министра Ирака. Обращение к Джафари было на этот раз опубликовано в СМИ, срок его исполнения – одна неделя, которая истекает 26 мая.
Что нам готовит 26 мая? Нури эль-Малики точно не уйдет в отставку, он мобилизует отколовшихся от "Иракийи" и возможных попутчиков из других партий в защиту своего премьерства. Ходят слухи, что следующий саммит противников Малики пройдет в Мосуле, политической вотчине спикера парламента Ирака Усамы эль-Нуджаифи.
Переживет ли Национальный альянс смену Малики?
Для самого шиитского альянса замена Малики на посту премьер-министра - это большая проблема, которая может быть решена только путем консенсуса внутри блока, потому что, по сути, Малики должен быть заменен его собственной партией "Государство закона", которая составляет основу и большую часть шиитского блока (около 90 голосов в парламенте, не считая тех отколовшихся от других партий, кто может примкнуть к нему при голосовании). Иначе национальный альянс, если расколется, утратит большинство и назначать премьера будет другой блок. Но сейчас такого блока нет, его придется создавать. Это может быть "Иракийя" плюс курды, или "Иракийя" совместно с шиитскими религиозными партиями. Либо широкая коалиция партий, чьи лидеры собирались в Эрбиле 28 апреля.
Речь, конечно, может идти и об обратной рокировке (правда, это - ход, часто применяемый в такого рода политических системах) Малики на Джафари в рамках Национального альянса. Если же Национальный альянс распадется, то потребуется новый тур переговоров (месяца на три-четыре, как минимум), что создать новую коалиционную базу для правительства, а то и новые досрочные выборы с последующим неменьшим циклом согласований.
Кстати, Малики все это время будет оставаться у власти.
Кто будет контролировать смену: курды или шииты?
Процедура замены Малики на посту премьер-министра вновь может выдвинуть на первые позиции Джалала Талабани, президента Ирака, который формально, но и главное в соответствии с процедурой выдвижения должен будет предложить кандидатуру нового премьера. Это будет возможно последний пик курдского влияния на иракскую политику. Хотя возможно, что курды проходят через этот пик сейчас, добиваясь замены Малики, поскольку сейчас обсуждается и одновременный уход с поста президента Ирака Джалала Талабани. В результате этого высшим должностным лицом останется вице-президент Хадаир аль-Хузаи (от шиитской общины), который должен будет обеспечить интересы Национального альянса.
Безусловно, ситуация может измениться и более радикально, если внутри Национального альянса будет признана возможной на пост премьер-министра кандидатура Ахмеда Чаляби, сложной и противоречивой фигуры, но безусловно относящегося к иракской элите. Он представляет основную часть первоначального Иракского Национального альянса, сформированного при иранской поддержке в 2009 году, и противостоявшего партии Малики на провинциальных выборах 2009 года. Если право назначить премьер-министра будет у вице-президента Хузаи, то такой вариант может быть реализован, несмотря на то, что собственная электоральная база у Чаляби много уже, чем у Малики.
Но наиболее вероятным исходом всех нынешних препирательств может стать роспуск парламента и новые выборы.
Потеря качества, но выигрыш в темпе
Даже уход Малики с поста премьер-министра не будет означать его ухода из политики, наоборот, это может создать благоприятные условия для его возвращения на премьерское место, но уже как лидера националистического большинства, выступающего за новый национально единый Ирак, где доминировать будут не шииты или сунниты при той или иной роли курдов, а иракцы, т.е. те, кто намерен построить на земле Ирака единое, неделимое иракское государство. Скорее всего, именно эту устремленность заметили в Малики американцы, оставляя его после своего ухода на "хозяйстве" в Ираке, прекрасно зная об его авторитарных замашках. Малики, судя по СМИ умело распоряжается богатствами Ирака, формируя новый правящий слой, большей частью из своих друзей, однопартийцев. Попасть в круг Малики – все равно, что выиграть в лотерее.
Поэтому вряд ли Малики, чтобы ни делали курды и сунниты, выпустит из своих рук административный ресурс, который может обеспечить ему победу на следующих выборах. В крайнем случае, если удержаться у власти не удастся, он будет за новые досрочные выборы. Малики много сделал кнутом и пряником, чтобы вокруг него сложился круг тех, кто вкусил, что значит быть партией власти в такой стране как Ирак. Это те, кто может и, видимо, почти наверняка составит будущую элиту модернизированного Ирака. В Ираке в отличие от многих других стран есть, что делить и что раздавать в обмен на лояльность. Вопрос, как далеко продвинулся Малики по пути создания этого элитарного слоя, но ответ на него могут дать только новые выборы.