На фоне продолжающихся боев в Сирии председатель Сирийского национального совета (СНС) Б.Гальюн подал в отставку. Теперь этот крупнейший орган сирийской оппозиции ждут перевыборы. В принципе такой вариант прогнозировался, поскольку мы уже говорили, что в Париж приехал около трех месяцев назад один из харизматичных лидеров Народно-демократической партии (НДП) Дж. Сабра, выпущенный сирийскими властями из тюрьмы и тайно затем покинувший Сирию. Отставка Б.Гальюна укладывается в схему перестройки СНС и его фактического подчинения интересам т.н. "внутренней оппозиции". Именно последняя давила на Б.Гальюна, что и привело к его "добровольной отставке". Теперь наиболее реальным кандидатом на этот пост является тот же Дж. Сабра, которого поддерживает большинство "внутренней оппозиции".
Но дело здесь не в персоналиях, хотя Б.Гальюн являлся компромиссной фигурой. Он представлял собой "интеллектуальное" крыло сирийской либеральной эмиграции, не имел большого числа сторонников, и призван был стать, прежде всего, "витриной" движения, но никак не его "мозгом" или "мотором". Его отставка была вызвана несколькими причинами.
Первая и главная – это то, что Б.Гальюн попал под сильное влияние "Братьев-мусульман", которые сейчас заняли главенствующие позиции в СНС. Как мы и предполагали, "братья", которые на сегодняшний день являются самой организованной и финансово состоятельной силой оппозиции, начали использовать этот орган в качестве инструмента распространения своего влияния в оппозиционном движении. При этом образовался "разрыв" между "внутренней" и "внешней" оппозицией. "Внутренники" очень слабо ощущали присутствие СНС в происходящих событиях, особенно, что касается оказания финансовой и гуманитарной помощи. По утверждению ряда их представителей: "сирийская революция является самой нищей из всех арабских революций на сегодняшний день". Пока СНС получил только 5 млн долларов в рамках "целевой государственной помощи". То есть подразумевается прямая финансовая помощь в виде перевода от конкретных иностранных государственных органов. Это Катар и КСА, прежде всего. Все остальные пожертвования являются частной инициативой представителей сирийской диаспоры за рубежом. При этом, как мы и предполагали ранее, Эр-Рияд и Доха дают деньги только под условие закупки на них оружия. При этом сами деньги до конечного потребителя не доходят, он получает лишь конечный продукт. Разумеется, что оружие распределяется исключительно среди лояльных аравийскким монархиям групп. В частности, перехваченный ливанскими силовиками корабль из Ливии с оружием для оппозиционеров никоим образом не был "целевым заказом" "внутренней оппозиции". В этой связи подтвердим высказанное нами ранее предположение о том, что эта комбинация, возможно, имела совершенно иного адресата, нежели сирийских повстанцев, и оружие в основном предназначалось для суннитских радикальных групп в самом Ливане и частично в Сирии.
Попытка "братьев" "подмять" под себя движение сопротивления в Сирии вызывает жесткий отпор со стороны "внутренников", которые не желают действовать по указке исламистов. В частности, примечателен эпизод, когда в ходе боев в Хомсе повстанцы захватили и несколько дней удерживали эмиссара "братьев", который приехал в город с предложением финансирования сопротивления (30 млн долларов) в обмен на официальное присоединение к "Братьям-мусульманам"".
Когда мы говорим о "внутренней" и "внешней" оппозиции отметим, что такое разделение принимается самими оппозиционерами, и основная борьба сейчас в сопротивлении будет проходить именно под знаком подчинения "внешнего сегмента" интересам "внутреннего". Дж. Сабра в случае его избрания, безусловно, столкнется с противодействием "братьев" и стоящих за ними саудовцев и катарцев. К чему это приведет сказать сложно. Не исключается даже и самороспуск СНС, и образование на его месте нескольких самостоятельных органов. Такое "размежевание" по идеологическим признакам вполне возможно и реально. Второй сценарий – это выбор некой компромиссной фигуры, которая устраивает всех с целью временного единения до свержения режима Б.Асада.
Кто такие "внутренники"? На сегодняшний день можно схематично обрисовать следующую картину. Мы сейчас не берем в расчет "легальный сегмент" в виде Национального координационного комитета (НКК). Остановимся на "нелегальном".
Основу сопротивления составляют Локальные координационные комитеты (ЛКК), которые образуются по географическому признаку и курируют протестные мирные движения в своей области, районе и городе. Они могут находиться под влиянием той или иной партии (например, НДП), что не подразумевает доминирование и жесткое подчинение одной единственной политической силе. Помимо него существует Генеральное командование сирийской революции (ГКСР), которое, несмотря на свое "громкое" название, сосредоточено в основном на информационно-пропагандистской сфере. И, наконец, Высший Совет Сирийской Революции (ВССР), в который делегируются представители ЛКК и ГКСР. ВССР в свою очередь действует как "на местах" в самой Сирии, так и в Турции, где его представляют 9 человек, имена которых в принципе не скрываются, и которые ранее вынуждены были покинуть страну. Три из них представляют ЛКК, три – ГКСР, три – официально независимы. При этом схема принятия решений коллегиальная и обязательно согласовывается со всеми тремя перечисленными организациями внутри Сирии. Отметим, что такая схема принятия решений возможно и демократична, но абсолютно не отвечает требованиям "военного времени", когда требуется предельная оперативность и жесткая вертикаль управления. Такая ситуация объясняется прежде всего "разношерстностью сопротивления".
При этом ВССР занимается в основном мирными протестами, гуманитарной составляющей и пропагандой. Группы вооруженной оппозиции, которые формально входят в Сирийскую свободную армию (ССА), действуют также по географическому признаку, сами себе выбирают цели и тактику. Влияние на них со стороны ВССР определяется, прежде всего, тем, что без поддержки местного населения их действия практически невозможны. В частности, ВССР "заставил" недавно боевиков прекратить бои с армией в одном из районов страны, мотивируя это "соблюдением перемирия". Но это скорее исключение из правила, чем система.
Таким образом, говорить о каком-то едином органе, который управляет хотя бы 90% всех проводимых мирных и военных форм протеста преждевременно. Налицо раскол оппонентов Б.Асада "на внешнюю" и "внутреннюю" оппозицию, на "военное" и "мирное" направление. Отсюда собственно и скорые перемены в СНС в попытке эту ситуацию исправить.