В то время, как на прошлой неделе при взрывах бомб в северном пригороде Багдада погибли как минимум 16 человек и более 50 были ранены, жизнь в городе Эрбиль, казалось, шла как обычно. Каждый день Силы безопасности несут службу на контрольно-пропускных пунктах по всему городу, только некоторым жителям на улицах довелось узнать о беспорядках в столице Ирака.
Другой Ирак.
"Я знаю только то, что был совершен теракт [в Багдаде], но это уже давно обыденная ситуация", - посетовал владелец магазина в центре Эрбиля Мохаммад Нуйоб, - "Я приехал в Курдистан из [арабских районов] Ирака, потому что здесь безопаснее".
Относительная стабильность в Курдистане находится в явном противоречии с еженедельными террористическими атаками в других уголках Ирака.
Напряженность между суннитами и шиитами достигла своего пика в 2006 году после взрыва рядом с мечетью аль-Аскари в Самаре. Тогда и началась череда взрывов автомобилей, убийств, похищений и казней.
По данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) более четырех миллионов иракцев были вынуждены покинуть свои дома, а также десятки тысяч мирных жителей были убиты в период 2006-2007 гг. Журнал "Foreign Policy" и организация "Фонд мира" поместили Ирак в пятерку самых нестабильных стран в мире. Конфликт утих только после того, как суннитские племена из провинции аль-Анбар присоединились к правительству в борьбе против повстанцев и членов "аль-Каиды" в Ираке.
Обстановка в Курдистане была всегда другой. Многие считают, что причиной стабильности является отсутствие раскола в обществе Курдистана, а также бесперебойная работа независимых друг от друга учреждений по обеспечению безопасности и правительства, начиная с 1991 года.
Тем не менее, основная проблема, связанная с обеспечением безопасности в будущем, это попытка объединения сил двух основных политических партий: Демократической партии Курдистана (ДПК), доминирующей в Эрбиле (Хавлер), и Патриотического союза Курдистана (ПСК), господствующего в провинции Сулеймания. До 2007 года существовали две отдельные государственные администрации с различными взглядами на жизнь и, следовательно, двумя независимыми организациями по обеспечению безопасности.
Преодоление разногласий.
По словам заместителя министра внутренних дел Курдистана Джалала Карима процесс интеграции будет "длинным" с "некоторыми проблемами впереди".
Технически объединенное еще в 2009 году министерство внутренних дел до сих пор не может работать в оперативном режиме, так как до сих пор некоторые системы находятся вне контроля основной штаб-квартиры в Эрбиле.
Сегодня делается акцент на необходимости физического сосредоточения консультантов, директоров и других сотрудников среднего звена в едином министерстве внутренних дел, находящемся в Эрбиле. Также проводится "обмен" сотрудниками правоохранительных органов и городскими чиновниками между двумя районами.
"Одной из проблем было объединение бойцов Пешмерга из обеих партий", - говорит Карим, - "Что с самого начала было немного трудно, но мы продолжаем работать над этим".
Еще одной проблемой объединения является слияние должностных лиц высокого уровня.
"Решение о том, кто из чиновников получит новое место работы, зависит от министра [внутренних дел]. Без сомнения, такой процесс решается во властной вертикали", - говорит Карим.
По словам заместителя министра, процесс интеграции является одним из элементов широких изменений, направленных на дальнейшее повышение уровня профессионализма сил безопасности. Он считает, что конечным результатом было бы исполнение приказов министра внутренних дел "во всех частях Курдистана. Это означало бы, что мы поставили точку в старых разногласиях, берущих начало с гражданской войны… и не было бы никаких проблем. Этот процесс автоматически снизил бы уровень чрезмерного политического влияния. Хотя я и являюсь членом ПСК, вступив в должность заместителя министра внутренних дел, уже не слушаю членов моей партии, потому что у меня есть свои обязанности".
В ходе этого процесса МВД объединило Зеравани (силы безопасности Демократической партии Курдистана) и Силы быстрого реагирования Патриотического союза в один аппарат под официальным названием "полицейских сил Курдистанского региона".
Совместный комитет при министерстве следит за процессом объединения, проводя различные опросы и наблюдая за силами безопасности в работе. Эта организация состоит из членов обеих партий, а также независимых лиц.
Гражданская война между ДПК и ПСК в период 1994-1998 г. была одной из основных причин отсутствия единой службы безопасности. И сейчас процесс объединения очень сложен.
Старший военный советник министра внутренних дел генерал-майор Бахтиар Бабан считает, что процесс интеграции уже завершен: "Конечно, то, что предыдущие приказы министерства в Эрбиле игнорировались на местах, являлось политическими играми. Я не министр. Я не его заместитель. Но если я вызову главу сил безопасности [в провинции Сулеймания], то он будет здесь через два часа, не спрашивая зачем. Я не согласен с теми, кто утверждает, что это было невозможно в течение трех последних лет".
На перепутье дорог.
Карим считает, что процесс интеграции будет иметь ощутимое влияние на граждан: "Уровень доверия среди обычных людей возрастет, если высокопоставленные чиновники будут работать рука об руку".
Отсутствие взрывов в Курдистане в отличие от Багдада и других районов Ирака дает ощущение постоянной стабильности. Но объединение сил безопасности под единым руководством министерства внутренних дел – это только первый шаг в долгом процессе, направленном на сохранение стабильности в обозримом будущем.
"Как только люди узнают, что правительство полностью объединено, раны гражданской войны будут излечены и доверие к власти постепенно возвратится".