Губернатор Эрбиля Навзад Хади рассказал агентству "Kurdish Globe" о проектах обустройства провинции.
Globe: Эрбиль является кандидатом на звание туристической столицы арабских стран. Что предпринимается вами для получения этого статуса?
Хади: Министерство туризма в Багдаде приняло это решение, потому что Эрбиль родемонстрировал ряд качественных изменений в экономике, инфраструктуре и других сферах в последние годы. По качеству дорог, благоустроенности улиц, парков и числу торговых центров Эрбиль имеет преимущество перед другими иракскими городами. Поэтому наш город был выбран для участия в конкурсе на звание Арабской туристической столицы 2014 года.
Globe: Каковы ваши проекты и идеи на будущее?
Хади: Проекты реализуются в соответствии с ежегодным генеральным планом развития города. Мы видим, что благодаря правильным решениям Эрбиль развивается планомерно. Мы не строим то, что придётся разрушить в будущем. Каждый раз мы делаем акцент на генплане, в котором четко указано, как город должен расширяться, где будут пролегать новые улицы, где можно строить бизнес-центры, какие участки земли предназначены для промышленных и жилых объектов. В реализации генплана нам помогают ежегодные инвестиционные проекты. В настоящее время частный сектор принимает очень активное участие в развитии города.
Globe: Какие стратегические проекты вы реализуете в этом году?
Хади: Если мы возьмем строительство дорог и мостов, то проект двухсторонней дороги Эрбиль-Хаджи Омаран является одним из крупнейших в этом году. Он начинается со строительства туннеля Пирмам, стоимостью 178 млн. долл. США. Бюджет шоссе Хаджи Омаран - Хоман составляет 40 млн. долл. США. Оба проекта уже претворяются в жизнь. Дорога Харир – Хоман, связывающая Курдистан с Ираном, очень важна для содействия торговле и стимулирования экономического развития. Этот проект был также разработан министерством реконструкции и жилищного строительства. Кроме того, один из крупнейших транспортных проектов, шоссе Эрбиль-Коя, в настоящее время осуществляется румынской компанией.
Работы на мосту Кандиль находятся на завершающей стадии и будут окончены в этом году. Сейчас мы объявили о начале строительства моста Гопал недалеко от района Ифраз, что позволит людям, направляющимся из Эрбиля в Кои, сэкономить сорок минут времени.
Двухсторонняя дорога Эрбиль-Махмур уже доведена до деревни Пирвадууд. Недавно начался второй этап строительства от Пирвадууд до Дибага. Это лишь некоторые из наших инфраструктурных проектов.
Что касается улучшения водоснабжения, водопровод Пирмам-Шаклава будет завершен к концу июля 2012. К этому времени колодцы в Пирмаме, Коре, Шаклаве и Басторе будут закрыты. В Кору, Пирмам, Бастору, Шаклаву и Худжран вода будет доставляться из Большого Заба. Проект "Ифраз 4" в Эрбиле был подготовлен в прошлом году и вскоре будет осуществлен Министерством по делам муниципалитетов и туризма. Объем поставляемой воды, направляемой из Большого Заба в район Тарин, составляет 20 тыс. кубометров в час. Это позволит обеспечить водой ряд районов города, включая Нью-Эрбиль, Себардан, микрорайон Касназан, Шавайс, Мала Омар на севере и северо-востоке и территории Аинда, Хасарок 8, Лаван, микрорайон Винаслава, Калай Нве до Даратуу на востоке Эрбиля. Уровень подземных вод в этих районах снизился, но "Ифраз 4" сможет обеспечить водой жителей этих районов.
Globe: Какова цель обустройства зеленых зон в Эрбиле?
Хади: Основные работы по согласованию генерального проекта уже завершены. Было объявлено, что большая часть работ будет осуществляться частным сектором через владельцев участков земли, указанных в плане. Правительство не в силах заниматься всем, поэтому местные жители и частные компании должны также участвовать в развитии. Этот проект значительно увеличивает количество зеленых зон в столице. Будут посажены плодовые деревья.
Globe: Каков процент зеленых зон в Эрбиле сейчас?
Хади: Мы должны рассматривать зеленую зону Эрбиля, исходя из расположения города. Первый зеленый пояс, шириной 60 м, находится между цитаделью и первой кольцевой дорогой. Второй, около 40 м, между первой и второй кольцевыми дорогами. Третий пояс начинается от второй кольцевой дороги и доходит до окраин города. Если мы посмотрим на все проекты, реализованные и находящиеся в стадии реализации в 60-метровой зоне, то увидим, что главное для нас - это сохранение и обустройство уже имеющихся насаждений.
Globe: Когда вы будете работать над другими этапами генерального плана?
Хади: Все пространство между зданиями правительства Эрбиля и министерства здравоохранения будет очищено и превращено в зеленую зону. В ближайшие несколько месяцев будет завершено строительство здания суда, куда будут переведены все судебные учреждения провинции. Зеленые насаждения появятся на месте старых бетонных построек.