Студентам всегда не хватает одной ночи. Также и в Ираке, политики не могут прийти к компромиссу, пока время не истечет окончательно. Начало работы сессии парламента Ирака все переносится. Она должна начаться 7 июня, затем 15, затем 21, а сейчас обещают, что ее начало перенесено на субботу.
Все это – признаки напряженного торга между блоками. Политический кризис в Ираке, начавшийся практически с первого дня после вывода американских войск из Ирака, может закончиться, только если ведущим игрокам, ни один из которых не может перебороть другого, удастся создать систему поддерживающую баланс между блоками без вооруженных сил США, но не без США в принципе. Малики в последние дни имел контакт с Муктадой эс-Садром (впервые с марта 2012 года, когда они были в Иране), ходят слухи о предстоящей встрече с Масудом Барзани.
Компромисс, а точнее уступки должен сделать Нури Малики, который в "долгу" перед курдами, и лично перед Масудом Барзани, который в 2010 году склонил стороны, противостоявшие Малики к компромиссу. Малики не смог ответить тем же, наоборот, он занял жесткую позицию в отношении принципиальных вопросов, связанных с федеративным развитием Ирака.
Компромисс может быть достигнут по линии двоичной федеративности Ирака, т.е. Курдистан и остальной Ирак (так, как было в Советском Союзе, когда де юре существовала Российская федерация, но реально она не имела даже тех прав, что имели союзные республики), а формирование федеральных регионов внутри арабского Ирака останется заблокированным. Но этот компромисс предполагает то, что Курдистан не только ничего не потеряет из уже имеющихся полномочий, но и получит все, что предусмотрено Конституцией (2005) в отношении Курдистана. Безусловно, это – снятие ограничений на разработку и добычу нефти, финансирование пешмерга как составной части вооруженных сил Ирака, и, возможно, шииты разблокируют процессы по признанию курдских прав на спорных территориях. Естественно, что в Ираке останется общий фонд, куда будут поступать нефтяные деньги. Активно предлагается идея распределения 25% доходов от нефти непосредственно среди населения, т.е. перевода их на личные счета.
Сунниты стремятся к власти в Ираке, они менее склонны к федерализации, поэтому курдам – федерализм, а суннитам – равные права в нынешнем Ираке. Но, поскольку сунниты никогда не составят реальной конкуренции шиитам, поэтому структура политической власти в Ираке должна как-то отражать и компенсировать этот принципиальный дисбаланс.
У всех проблема с гарантиями. Нури эль-Малики борется и явно стремится развалить объединенную коалицию, выступающую против него. Оппозиции повторить нынешний коллективный приступ будет сложно, поэтому ее лидеры будут сохранять единство и ждать реальных гарантий от Малики. В силу этого Масуд Барзани будет занимать позицию, которая, кроме курдских, гарантирует и права других коалиций. Аналогичной позиции он ждет от Айяда Алави и Муктады эс-Садра.