Дипломатические миссии США и их ближайших союзников, не вмешиваясь непосредственно во внутренние дела Ирака и не становясь на сторону кого-либо из числа участников текущего кризиса, максимально корректно выразили поддержку конструктивным шагам и мерам по нормализации ситуации, устранению угрозы возникновения чрезвычайного положения и необратимых последствий обострения политического конфликта.
Важно подчеркнуть, что главная суть умеренной полит-дипломатической позиции Запада состоит в признании любого способа выхода сторон из опасного противостояния, если решения участников кризиса будут соответствовать конституционным принципам демократии и федерализма, то есть, приниматься на основе волеизъявления народа. Полагаю, всем, особенно Западу, понятно и очевидно, что курдский регион, являясь законным субъектом страны, будет безусловно и однозначно исходить из политического наказа народа автономии, нацеленного сегодня на надежную защиту основ демократии и достижений рыночной системы социально-экономического развития путем окончательного утверждения собственного суверенитета и добровольного выхода из несостоявшейся федерации согласно превалирующим нормам действующей Конституции и в полном соответствии с резолюцией законодательно-представительного органа народной власти Южного Курдистана.
Запад намерен выполнить функции независимого арбитра на политическом поле Ирака и обеспечить соблюдение всеми участниками правил мирного переговорного процесса и уважения окончательного вердикта, который будет представлен международному сообществу для его признания и придания ему обязательной правовой силы.
Политическому руководству Южного Курдистана, убежден, нельзя более медлить с принятием решений о провозглашении независимости автономии и завершении организационного объединения национально-освободительного движения, чтобы на порядок усилить и окончательно закрепить геополитическую роль курдского народа в региональном и мировом пространстве. Все внутренние и внешние консультации и переговоры с противниками и союзниками впредь следовало бы увязывать напрямую с этими решениями. В дальнейшем необходимо действовать от имени всего курдского этноса, а значит смело и решительно, не оглядываясь настороженно на Турцию, Иран и Сирию.
США с союзниками и весь Европейский Союз, а также другие страны, в том числе Россия и Китай, будут по-разному и по-своему, но, несомненно, на стороне курдского народа. Вопрос о судьбе остального Ирака более не относится и не должен относиться к сфере заботы Южного Курдистана, не может быть поставлен в повестку переговоров между Эрбилем и Багдадом и, конечно, является предметом суверенного права конфессионально-этнических сообществ арабской нации. Арабы-сунниты и арабы-шииты должны сами определить свое будущее: жить вместе или врозь.
Президент автономии вправе обсуждать с Багдадом только процедуру и порядок добровольного расторжения федеративных отношений и мирного присоединения всех исконно курдских районов к Южному Курдистану во имя дружбы и межгосударственного сотрудничества равноправных и независимых соседей в будущем. Парламенту Южного Курдистана самое время хорошо подготовиться к рассмотрению срочно ожидаемой инициативы Президента о законодательном утверждении известного и поддерживаемого абсолютным большинством населения автономии, в том числе в оккупированных "спорных" районах, политического волеизъявления многонационального народа и провозглашении государственной независимости на всей национально-исторической и географической территории региона. Военно-политические и распорядительно-управленческие провокации, санкции и угрозы официального Багдада, направленные на радикальное ограничение конституционных прав, свобод и возможностей народа Южного Курдистана, извращение основ федерализма в Ираке, нельзя недооценивать и необходимо срочно пресечь организационно-политическими способами обеспечения социально-экономической стабильности, правопорядка и безопасности на всей этногеографической территории автономного региона. Багдад, воспользовавшись пассивностью Эрбиля и почувствовав некоторый перевес в силе благодаря проводимой военной модернизации, уже пытается максимально оттянуть выход Южного Курдистана из мнимой федерации, чтобы путем вооруженного вторжения предотвратить в ближайшем будущем окончательный развал Ирака.
"Мяч" на курдской половине политического поля. Осталось сильно, точно и вовремя пробить, чтобы выйти вперед и уверенно победить.
Сейчас надо вводить режим "чрезвычайного положения" и сохранять его до момента провозглашения независимости Южного Курдистана и проведения объединительной конференции национально-освободительного движения курдского народа в Эрбиле.