Визит главы МИД Турции в Эрбиль на встречу с главой Иракского Курдистана Масудом Барзани напомнил хождение в Каноссу, или Каносское унижение. Это событие широко анонсировалось турецкими СМИ, внезапно осознавшими изменения и последствия для судьбы своей страны в результате перехода многих районов северной части Сирии в руки курдской администрации.
Ранее мало кто предполагал, вещал, к примеру, специальный корреспондент турецкого телеканала NTV из Эрбиля, что в Белом Доме - резиденции главы Курдской автономии в Ираке - глава МИД Турции Ахмед Давудоглу будет по сути выпрашивать соблюдение им достигнутых ранее негласных соглашений в отношении курдского вопроса. Более того, корреспондент утверждал, что Турция в принципе не против федерализации Ирака и готова признать право иракских курдов на свою государственность.
Ранее Анкара действительно поддерживала такую политику Эрбиля. Она, даже несмотря на то, что Эрбиль и Багдад конфликтуют из-за права на освоение и экспорт природных ресурсов на севере страны, пошла на подписание соглашения с региональным правительством Курдистана не только о поставках нефти и газа из этого региона, но и транзите через свою территорию энергоресурсов на международные рынки. Анкара шла на поддержку по сути сепаратистов Иракского Курдистана по целому ряду причин. С одной стороны, это могло бы способствовать дальнейшему укреплению роли Турции в качестве транзитной страны для экспорта энергоресурсов на рынки Запада. Во-вторых, Анкара получала возможность гарантировать поставки энергоресурсов для нужд собственной растущей экономики, особенно в момент, когда приходится сокращать поставки иранской нефти. Наконец, в-третьих, энергетическая сделка с правительством Иракского Курдистана была рассчитана на расширение сотрудничества в решении проблем считающейся террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу в юго-восточных вилайетах Анатолии.
Эрбиль многое обещал Анкаре и многое выполнял, но до момента появления на авансцене сирийского (Западного) Курдистана. Турция стала настаивать на том, что главная инициатива в этом процессе принадлежит террористической РПК, а не другим курдским организациям. "Если есть де-факто образования, которые возникли из хаотической ситуации в Сирии, это ставит под угрозу ее единство, - заявлял Давудоглу журналистам. - Мы не позволим никаким террористическим группам процветать вдоль наших границ, будь то "Аль-Каида" или РПК. Обе они рассматриваются как угроза стране, и будут приняты все меры, чтобы остановить их".
Как уточняет газета Today's Zaman, "министр имел в виду появление на севере Сирии организации, в которую объединились Курдская рабочая партия и ее филиал - партия Демократический союз". Но дело в том, что за неделю до этого две основные военно-политические силы сирийских курдов - Курдский национальный совет и партия "Демократический союз" - объединились в единый блок - Высший курдский совет. В ответ Анкара объявила "Демократический союз" и другие объединения сирийских курдов отделениями террористической организации РПК. А глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил президента Сирии Башара Асада в том, что тот "специально передал пять провинций под контроль курдов". Но со стороны Дамаска это был сильный ход в сторону осложнения дальнейших действий Турции на сирийском направлении. Потому, что стал разваливаться находящийся в Турции Сирийский национальный совет (СНС), который ранее был связующим звеном между сирийской оппозицией и курдами.
И не только это. Как пишет доктор Гектюрк Тюйсюзоглу в газете Yeni Safak, "Демократический союз" стал более холодно подходить к вопросу свержения правительства Асада в связи с достигнутой договоренностью с правительством о взятии партией под контроль территории проживания сирийских курдов. И, согласно заявлениям, эта партия "выступает против вмешательства международных акторов в сирийский конфликт, а при разрешении кризиса считает необходимым действовать совместно с Асадом".
В этой связи вырисовывается еще одна острая интрига. Если Барзани через Курдский национальный совет, так и РПК через Партию "Демократический союз", станут прилагать усилия для того, чтобы взять новую структуру под свой контроль, тогда Турция свои дальнейшие планы вынуждена будет связывать только с Барзани. Но он, почувствовал свою возрастающую геополитическую роль, может вступить в тактический альянс с Асадом. Так неожиданно для себя турецкая дипломатия почувствовала, что в своем диалоге с Эрбилем попала в зависимость от него.
Иракский Курдистан, как считает Тюйсюзоглу, "переиграл Турцию, сохраняя контроль над своей территорией, увеличивая одновременно влияние и над сирийскими курдами". Теперь его задачей является обеспечение политической легитимности многочисленных курдских структур, которые в большинстве своем являются вооруженными формированиями. Так что теперь резко повышается риск образования независимого Курдистана и на южных границах Турции. Так Турция из субъекта региональной политики прямо на глазах становится ее объектом. В свою очередь Вашингтон не торопится с силовым решением судьбы Асада, а Анкару от вторжения сдерживает еще и ситуация внутри самой Турции: никто в стране не поддерживает удара по Сирии, а также позиция соседнего Ирана.
Именно с учетом этих чрезвычайных событий Давудоглу вез в Эрбиль разработанный турецким правительством сценарий дальнейших действий, как в отношении Сирии, так и по курдской проблеме. Он провел переговоры с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, с которым, как сообщают турецкие СМИ, согласовывались дальнейшие шаги, которые предусматривали подключение механизмов ООН и перепрофилирование миссии специального посланника ОНН и Лиги арабских стран по Сирии Кофи Аннана. В интервью, которое Давудоглу дал перед поездкой, он сказал: "Барзани обещал поддержку Турции в борьбе с терроризмом. Его региональное правительство продемонстрировало недвусмысленные усилия в этом отношении, но Турции этого недостаточно". Именно в этот момент Кофи Аннан подал в отставку, о чем Давудоглу сразу был проинформирован уже в Эрбиле. Договориться с Барази так и не удалось.
И еще. Накануне визита Давудоглу в Эрбиль зампред Народно-республиканской партии (CHP) Турции Гюрсен Текин сообщил, что в скором времени глава МИД Турции будет отправлен в отставку. Оппозиционер заявил, что Давудоглу создал головную боль не только для партии "Справедливость и развитие", но и для всей Турции, провалил внешнюю политику страны, и ныне Эрдоган готовится сместить его с занимаемой должности, назначив на нее Намыка Корхана, которого считают "важным лицом для внешней политики Турции". Не поздно ли?