Среди региональных акторов Турция проявляет наибольшую заинтересованность в событиях в Сирийском Курдистане, расположенном вблизи турецко-сирийской границы. Опасаясь осложнения и без того напряженной ситуации в Турецком Курдистане, где армия сражается с бойцами объявленной террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), турецкое руководство склоняется к силовому вмешательству в курдский ареал Сирии с целью выдворения оттуда сил Партии демократического союза (ПДС), аффилированной с РПК. Хотя вторая по своей мощи натовская армия Турции уже 28 лет борется против РПК, ей не удается сломить сопротивление курдов. Турецкие власти отказываются идти с ней на переговоры, но те меры, которые они принимают с целью смягчения напряженности в отношениях с курдской оппозицией, не достаточны для глобального решения курдского вопроса в Турции. Они также возражают против перспективы создания в Сирийском Курдистане района самоуправления и угрожают ПДС, захватившей контроль над частью Сирийского Курдистана, военным вторжением. В сложившейся ситуации Анкара пытается использовать в своих интересах лидера иракских курдов М.Барзани, пользующегося также авторитетом и уважением курдов этнического Курдистана.
Покровительство М.Барзани, оказанное им двум блокам сирийских курдов (ПДС и Курдского национального совета - КНС) во время подписания ими 9 июля соглашения о сотрудничестве и создании Высшего совета Курдистана (ВСК) как временного органа самоуправления Сирийского Курдистана, существенно усилило его авторитет среди курдов этнического Курдистана. Несмотря на идеологические и прочие расхождения, с ним считается, например, руководитель РПК М.Карайылан, который прислушивается к советам Барзани. Турецкие курды в лице РПК и руководство Курдистанского региона Ирака поддерживают усилия сирийских курдов обрести свои национальные права в новой Сирии, с одной стороны, а с другой – они стараются осуществить и собственные интересы. Начавшийся процесс консолидации сил курдского движения в этническом Курдистане не может не беспокоить Турцию.
Турецкое руководство тесно сотрудничает с Курдистанским регионом Ирака, как в торгово-экономической, так и в политической сфере. При этом оно стремится обуздать националистические амбиции иракских курдов относительно полной независимости Иракского Курдистана и заручиться их поддержкой против РПК.
С самого начала сирийского конфликта Турция настаивает, чтобы М.Барзани присоединился к сирийской оппозиции, исключающей участие в ней ПДС. Отношения Турции с иракскими курдами омрачила поддержка М.Барзани оппозиции сирийских курдов. Турецкое руководство опасается того, что иракские курды начнут сотрудничество с РПК против Анкары. Однако это беспокойство, как представляется, сильно преувеличено, поскольку авторитет М.Барзани в Турецком Курдистане не может сравниться с авторитетом лидера РПК А.Оджалана. Руководство Курдистанского региона балансирует между Турцией и РПК. Однако представляется проблематичным, что усилия иракских курдов когда-либо будут направлены на выдворение РПК из Кандильских гор.
Недавний визит (1 августа 2012 г.) А.Давутоглу, министра иностранных дел Турции, в Эрбиль был нацелен на то, чтобы склонить М.Барзани вступить в СНС, руководитель которого А.Сида также участвовал в переговорах. В них приняли участие также 5 членов Высшего совета Курдистана (только сторонников КНС), который был сформирован 24 июля. Отсутствие на переговорах представителей ПДС вызвало недовольство ее руководства, представители которого пытались отговорить этих пятерых членов ВСК от участия в переговорах, поскольку они были нацелены против Эрбильского соглашения от 9 июля. Но они проигнорировали это предупреждение. Однако участвовавший в переговорах А.Сида, руководитель СНС, подписал соглашение с представителями КНС из 4 пунктов, один из которых касается вопроса о совместном управлении в Сирии после свержения режима Б.Асада. При этом М.Барзани уклонился от вступления иракских курдов в состав СНС.
По завершении визита А.Давутоглу в Эрбиль было подписано заявление о намерении борьбы против "терроризма и экстремизма в Сирии". При этом турецкая сторона подчеркнула, что она не позволит террористам контролировать Сирийский Курдистан. Однако создать новую курдскую коалицию без ПДС не удалось.
Таким образом, представители турецкого руководства прилагают усилия, чтобы обуздать процесс консолидации сил курдской оппозиции в Сирии и иракских курдов, а также расколоть союз сирийских курдов и создать новую коалицию без группировок, руководствующихся идеологией А.Оджалана. При этом М.Барзани подчеркивает, что не желает напрямую участвовать в событиях в Сирии. Он заинтересован в сохранении стабильной обстановки в Иракском Курдистане и мирном разрешении противоречий с Багдадом. Так, на брифинге для глав иностранных представительств в Эрбиле министр иностранных дел регионального правительства Курдистана Фалах Мустафа подчеркнул, что Курдистанский регион не намерен вмешиваться в дела Сирии и сирийский народ сам должен решать свою судьбу. Он также отметил, что сирийские курды имеют право на признание своих прав и равноправие. Он разъяснил, что военная подготовка группы сирийских курдов осуществляется иракскими курдами исключительно из гуманитарных соображений.
Смягчению отношений между Эрбилем и Багдадом должно также способствовать и возобновление экспорта нефти и газа, что было одной из проблем натянутости отношений иракских курдов с центральным правительством.
Якобы после звонка из Вашингтона состоялось подписание главой подразделений курдских пешмерга и министром обороны Ирака соглашения из 7 пунктов, касающегося продвижения федеральной армии к северной границе Ирака и дислокации подразделений пешмерга в спорных территориях. Стороны договорились сотрудничать с целью предотвращения вооруженных стычек, и вывести войска из зоны иракско-сирийской границы по завершении сирийского кризиса. Это не впервые, когда Вашингтон вмешивается в дела Ирака для смягчения напряженности в Иракском Курдистане.
В это же время в Камышлы прошла 100-тысячная демонстрация, участники которой выражали поддержку подписанию Эрбильского соглашения. При этом представитель КНС в Камышлы сказал, что это соглашение благотворным образом влияет не только на положение Сирийского Курдистана, но и Сирии в целом. При этом демонстранты держали портреты М.Барзани и А.Оджалана. Во время демонстрации Рамзия Мохаммад, сопредседатель ПДС в Камышлы, заявила свой протест одностороннему участию КНС в переговорах в Эрбиле. Она отметила, что такая позиция вредит делу сирийских курдов. Р.Мохаммед подчеркнула, что она приветствует Эрбильское соглашение, но выступает против того, чтобы оно использовалось для целей одной политической группы. Она сказала, что курды будут зорко следить за ведением политической игры в Курдистане, в особенности, которую ведет Турция вокруг событий в Сирийском Курдистане, и призвала к реальному объединению и игнорированию участия во "враждебных сценариях".
С.Муслим, генеральный секретарь ПДС, осудил деятельность членов КНС, пошедших на сотрудничество с СНС, заявив, что этот шаг изолирует ПДС от сирийской оппозиции. А раз был создан ВСК, то принятие решений в интересах одной стороны неприемлемо.
Таким образом, провокационная политика в курдском вопросе некоторых региональных политических течений может при определенных обстоятельствах привести к внутрикурдскому конфликту.
Склоняясь к военному вмешательству в ситуацию в Сирийском Курдистане, Турция якобы готовит соглашение с Соединенными Штатами об интервенции в Сирию, используя в качестве предлога необходимость защиты турецко-сирийской границы. А Р.Т.Эрдоган, премьер-министр Турции, заявил, что турецкие военные будут преследовать бойцов РПК на сирийской территории, и Анкара не откажется от борьбы с терроризмом. Турецкое руководство настаивает на вступлении иракских курдов в СНС, так как хочет, чтобы Эрбиль способствовал предотвращению превращения Сирийского Курдистана в пристанище РПК.
Однако некоторые зарубежные аналитики считают, что силовое давление не решит курдскую проблему в Сирии. Кроме того, они советуют турецкому руководству начать переговоры с турецкими курдами под наблюдением региональных и международных представителей, что, несомненно, выгодно для обеих сторон. Они считают целесообразным объединить оппозицию сирийских курдов с сирийской оппозицией, гарантируя сирийским курдам, что после свержения режима Б.Асада их права будут реализованы в новой конституции, а также предоставлена возможность самоуправления курдским ареалом или ограниченная автономия. Турция, по их мнению, должна исполнять роль гаранта для сирийских курдов, развивая с Сирийским Курдистаном экономические и политические отношения на обоюдовыгодных условиях, как это делается в отношении Иракского Курдистана.
Зарубежные аналитики предостерегают Турцию от силового решения курдской проблемы, поскольку этот шаг чреват негативными последствиями для нее самой. Они аргументируют тем, что против турецкого руководства поднимутся все курды этнического Курдистана. Но оно выиграет, если повернется к курдам лицом.
Таким образом, события в Сирии привлекли внимание региональных и мировых держав к курдской проблеме, решение которой в Турции и Сирии пока находится в подвешенном состоянии. Напряженность сохраняется во всех трех курдских ареалах – Турции, Ирака и Сирии. Озабоченность Турции не привела, однако, к созданию ею четкого представления о решении курдского вопроса ни в Турции, ни в Сирии. Разрядка, по-видимому, может наступить после стабилизации положения в Сирии, прекращения там военных действий, когда будут созданы условия для начала мирного политического урегулирования курдского вопроса в Турции и Сирии.
1.http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8/syriakurd580.htm
2.http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8/syriakurd580.htm
3.http://www. ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8state6404.htm
4.http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8/ syriakurd579.htm
5.http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8/irankurd872.htm
6.http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2012/8/turkey4072.htm
7. http://www. ekurd. net/mismas/articles/misc2012/8/turkey4081.htm