Последние события в Сирии лишний раз убеждают мир, что они являются лишь звеном в трагичной цепи потрясений, которые сотрясают Ближний Восток и весь арабский мир вот уже более десяти лет. Сначала война в Ираке, потом напряженность вокруг Ирана, "арабская весна", которая буквально смела бессменных лидеров Туниса, Египта и Ливии, повергла в хаос Йемен и затопила в крови Сирию.
Расклад сил в регионе за это время поменялся кардинально: Ирак из местной сверхдержавы превратился в зону бедствия (то же самое можно сказать и про Ливию), Египет стремительно утрачивает всяческое значение, еще вчера могучая Сирия буквально на глазах становится похожа на Сомали. И все вышеописанное происходит на фоне извечного арабско-турецко-персидского противостояния, при активном участии США, Франции и Англии. Кстати, именно благодаря двум последним в первой половине ХХ века на карте мира и появились такие государства, как Ирак, Сирия, Ливан, Иордания в их нынешних границах. Возможно, в Вашингтоне, Лондоне и Париже сейчас решают: не изменить ли эти границы вновь?
Мина замедленного действия!?
Так кто же в перспективе может стать тем детонатором, который не только сможет взорвать и без того раскаленную обстановку в регионе, но и сильно пошатнуть многие, на первый взгляд, весьма прочные государственные здания? Кто ждал этого часа многие сотни лет, и кого держали про запас в качестве "секретного оружия" сильные мира сего?
Речь идет не о какой-то политической организации, боевой группе, религиозной секте или племени. Речь идет о целом народе, который, между прочим, является четвертым по численности этносом на Ближнем Востоке. Это курды – 35-миллионный народ, не имеющий собственного государства, уступающий по численности только арабам, иранцам и туркам, и разделенный между их странами. Теперь в традиционное противостояние "большой тройки" (арабы, персы, турки) вполне может вмешаться четвертый и спутать им все карты, пояснили эксперты землячества трейдеров и инвесторов Ближнего Востока Академии Masterforex-V.
Совершенно понятно, что разрозненный народ сможет превратиться в мощную политическую и военную силу только в случае, если за его спиной будет стоять мощная сверхдержава, заинтересованная в новом переделе. Как когда-то страны Антанты, желая разрушить Османскую империю, поддержали арабское движение, так и сейчас страны Запада могут снова сделать актуальным т.н. "курдский вопрос", и тогда никому на Ближнем Востоке, как говорится, мало не покажется.
Курдский вопрос и негосударственность одного из крупнейших народов
Главная проблема заключается в негосударственности одного из крупнейших народов, который имеет свою особую идентичность, историю, культуру, язык, национальную элиту и, как следствие, политические амбиции. Говоря дипломатическим языком, курдский вопрос представляет собой целый комплекс правовых, военно-политических, экономических и гуманитарных вопросов, связанных с возможностью создания национального государства курдов:
- историческая область Курдистан, на которой компактно проживают этнические курды (они там составляют порядка 80-90%), существует очень давно. Она раскинулась на площади в 500 тысяч квадратных километров, что равно территории Франции. Однако при этом Курдистан – понятие скорее условное, поскольку он находится на землях четырех государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Самая большая часть Курдистана находится в пределах современной Турции (200 тыс. кв. км., там проживает от 18 до 20 миллионов курдов), чуть меньшая часть – в Иране (свыше 160 тыс. кв. км., 8 - 10 миллионов человек), третья по величине в Ираке (75 тыс. кв. км., около 5 миллионов) и самая небольшая часть находится в Сирии (15 тыс. кв. км., 1.5 миллиона человек). Примерно 500 тысяч курдов проживают в республиках бывшего СССР (в Азербайджане – 200 тысяч, в Армении – 75, Казахстане – 30, Туркмении – 50, России – 65). Курдская диаспора есть в странах Западной Европы. Так, в ФРГ их проживает 500 тысяч, во Франции – 80, Нидерландах – 40. Курдские общины есть в США, Австралии и Латинской Америке. Примерно третья часть курдской диаспоры в дальнем зарубежье составляют беженцы из Турции.
- вместо Сирии и Ирака в свое время мог появиться независимый Курдистан, но победившие в Первой мировой войне страны решили по другому. После разгрома Османской империи согласно подписанному 10 августа 1920 года Севрскому договору должно было возникнуть и государство Курдистан, но реализовывать эти планы никто не собирался, а после подписанному 10 августа 1920 года часть курдских территорий оказались под мандатом Великобритании и Франции, где позднее возникли Ирак и Сирия. Большая же их часть осталась внутри границ новообразованной Турецкой республики и шахского Ирана.
- отношение к курдскому меньшинству в четырех государствах, на территории которых находился Курдистан, было разным и менялось с течением времени, причем не всегда в лучшую сторону. Земли страны Курдов постоянно становились ареной противостояния между Османской империей и Персией. В 1638 году после подписания договора в Касри Ширине Курдистан впервые был разделен. До середины ХIX столетия воинственные племена курдов без конца сражались с турками, персами и между собой. Только потом их борьба приобрела национальную окраску. Последовала череда народных восстаний, которые, однако, жестоко подавлялись. И хоть наличие курдской национальности не отрицалось ни в одном из государств, политика по отношению к курдам носила скорее ассимиляционный характер. В ХХ веке и даже во второй его половине также произошло несколько крупных восстаний в Турции и Ираке. Режим Саддама Хусейна особенно жестко подавлял курдское движение, против нескольких деревень было даже применено химическое оружие (за что впоследствии Хусейна и приговорили к смертной казни). В борьбе против Ирака курдам помогал сначала Иран, потом США. Курдских повстанцев в Турции активно поддерживал бывший СССР.
Курды представляют собой очень значительную силу, причем, в первую очередь, военную. Многочисленные боевые отряды (каждый курд в сельской местности с 13 лет – потенциальный воин) усиливаются крепкими организационными структурами. На территории Турции действует Курдская рабочая партия (КРП), стоящая на радикальных позициях независимости Курдистана и имеющая военное крыло Армию освобождения народов Курдистана (АОНК), насчитывающую порядка 40 тысяч бойцов. АОНК активно действует в Турции, Ираке и Иране, его боевики тренируются в Сирии и Ливане. На севере Ирака действуют две партии – Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана. В Иране курдов возглавляет Демократическая партия Иранского Курдистана, чья штаб-квартира находится в соседнем Северном Ираке. Во время Второй мировой войны в Иране даже была провозглашена курдская республика Махабад. Но вскоре ее уничтожили иранские власти при поддержке англичан и американцев. Курдское меньшинство в Сирии представляет Курдский национальный совет и Партия "Демократический союз".
Спичка, которая может вспыхнуть в любой момент
Курдская проблема будет всегда актуальной, во всяком случае, до тех пор, пока не решится. Все дело в регионе, в котором традиционно сосредоточены интересы мировых сверхдержав. Ближний Восток не только богат полезными ископаемыми, но и играет стратегически важную роль в функционировании инфраструктуры транспорта энергоресурсов из Персидского залива в Европу и США. Поэтому в данном регионе всегда будет играть намного больше игроков, чем то количество стран, которые там находятся. И начать там любые "события" всегда будет намного легче, чем их прекратить, чему и служит наглядным доказательством затянувшаяся "арабская весна":
- курды рассматривались как идеальная боевая сила не только соседями (иранцы натравляли их на турок и иракцев, сирийцы – на турок, турки – на всех остальных), но и за океаном. Во время многочисленных русско-турецких войн россияне рассматривали вариант развертывания партизанской борьбы с помощью курдов. Во время Первой мировой с такой же просьбой к ним обращались англичане, во время Второй мировой – немцы (Гитлер поручил проработку данного вопроса легендарному диверсанту Отто Скорцени). В дни операции "Буря в пустыни" и последующей войны с Ираком за помощью к курдам обращались американцы. И почти всегда помощь курдов была очень эффективной. Курдов всевозможные спецслужбы рассматривали как своеобразную дубину, которую в случае надобности можно обрушить на любую из четырех стран региона. Не случайно президенту США Рональду Рейгану приписывают сравнение курдов со спичкой, "которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим".
- курды занимали не последнее место в планах Вашингтона. Достаточно вспомнить проект "Большого Ближнего Востока", приписываемого ветерану американской разведки Ральфу Петерсу. Согласно нему предполагалось создание Свободного Курдистана со столицей в богатом нефтью Киркуке (Северный Ирак) и включающим в себя почти 20 турецких провинций и отдельных сирийских и иранских регионов, почти до г.Тебриза, в то время когда поставка из Ирана заблокированы, а цены на нефть имеют повышенную волатильность и находятся на максимумах на мировых площадках, отметил Андрей Гойлов, руководитель отдела аналитики компании RoboForeх.
Именно через эти районы протянуты нефтепроводы Баку-Джейхан и Киркук-Джейхан, как основные "нефтяные магистрали" Средней Азии. Можно также вспомнить секретный проект вице-президента США Джона Маккейна по возможному разделению Ирака на три государства – курдское (самое большое), суннитское и шиитское и многое другое. Учитывая действия США в Ираке или их открытую военную помощь повстанцам в Ливии и Сирии, нетрудно догадаться, что Белому дому вполне по силам поддержать любое "революционное" или национально-освободительное движение в регионе, тем более такое мощное как курдское.
Свободный Курдистан как перспектива или новая реальность
Сегодня, когда сирийские правительственные силы стянуты преимущественно к столице государства Дамаску и деловой столице Алеппо, в курдских районах северо-востока Сирии - в городах Камышлы, Эль-Араб, Африн обстановка контролируется курдскими отрядами самообороны, большинство которых составляют боевики КРП. Президент Башар Асад делает вид, что он одобряет такое положение дел и якобы курдские бойцы защищают его власть, но у последних, скорее всего, немного иной взгляд на обстановку. Эту часть Сирии они наверняка уже рассматривают как часть будущего Свободного Курдистана. Пока что официальные представители сирийских курдов говорят только об автономии, и Дамаск вроде как даже не спорит с ними, но, как известно, аппетит приходит во время еды, и вообще сохранение режима Асада сейчас находится под большим вопросом.
Иракский Курдистан, который после свержения Саддама Хусейна имеет самую широкую автономию, в марте 2012 года доставил мировому сообществу немало тревожных моментов. Местным курдам мало оказалось независимости де-факто, и они захотели получить ее официально. Провозглашение независимости было запланировано на 21 марта и впоследствии отложено. При этом наблюдатели отметили, насколько увеличился импорт вооружений в Иракский Курдистан.
Лидер Иракского Курдистана Масуда Барзани накануне совершил официальные визиты в Вашингтон и Анкару, где предположительно обсудил перспективы провозглашения независимости. Тогда же произошли переговоры курдского лидера с руководством Сирии. Возможными причинами переноса провозглашения независимости аналитики считают:
- давление Турции, которая угрожала начать войну с новой страной.
- угрозы официального Багдада, также обещавшего начать военные действия.
- требование Турции отдавать ей в течение 50 лет половину добытой в иракском Курдистане нефти (в противном случае – война или запрет на транспортировку нефти через его территорию).
- обострение обстановки в Сирии, которая рассматривалась как запасной маршрут по транспортировке нефти через средиземноморские порты.
- настоятельная просьба Вашингтона повременить с провозглашением независимости "до лучших времен". Это "секретное оружие" может быть пущено в ход, если, например, шиитский Багдад попробует выйти из-под контроля. Или в случае крайнего обострения отношений с Ираном, или, чтобы поставить на место довольно самостоятельную в своей внешней политике Турцию. Теперь же, когда в регионе появятся уже два фактически независимых курдских анклава (в Ираке и Сирии), Анкара уже не сможет так уверенно, как раньше, поигрывать мускулами, поскольку окажется перед риском получить сразу три фронта – один внутренний и два внешних. А если прибавить к этому еще и возможность военной и дипломатической помощи курдам со стороны США и их союзников, то любое правительство из вышеназванных стран станет значительно посговорчивее.