Заключенная в прошлом году между Багдадом и Вашингтоном сделка по покупке партии американских самолетов F-16 вновь подверглась критике со стороны властей иракского Курдистана. Очередным поводом для критики стало сообщение, что первые машины страна получит уже в сентябре 2014 года
Курды выражают опасение, что эти самолеты могут быть когда-нибудь использованы против них, и в этой связи призвали Вашингтон отменить сделку. Призыв, естественно, остался без ответа. Однако стал причиной для дружной критики уже в адрес Эрбиля со стороны официального Багдада.
Чем недовольны в столице, разъяснил преподаватель политической истории Багдадского университета Джасеб аль-Мусави:
"С моральной точки зрения, некоторое оправдание поведению Эрбиля, конечно, можно найти. Стоит вспомнить, что пережил иракский Курдистан (а также шиитские районы страны) во времена правления Саддама Хусейна, когда здесь проводились массовые этнические чистки. Опасения курдов понятны. Однако в соответствии с Конституцией Ирака, Курдистан не может проводить самостоятельную внешнюю политику. Кроме того, на сложившуюся ситуацию накладываются и глубокие противоречия, которые имеют место между Багдадом и Эрбилем. Речь идет, во-первых, о проблеме Киркука. А вторая проблема - это добыча углеводородов. Данный вопрос находится в ведении центральных властей, однако курды заключают контракты с иностранными компаниями на разработку месторождений самостоятельно и без координации своих действий с Багдадом".
Сделка между Багдадом и Вашингтоном неизбежно ухудшит и без того не самые хорошие отношения между Эрбилем и Багдадом. Но это не останавливает иракское правительство - официальные лица страны разъясняют, что самолеты необходимы для того, чтобы поднять уровень обороноспособности.
Желание справедливое, но вложение денег в оружие, предназначенное для ведения полномасштабных войн с внешним противником, в то время как Ирак до сих пор лежит фактически в руинах - и никто извне вроде бы на его целостность не посягает - шаг далеко не однозначный. А бушующие в стране внутренние раздоры, как видим, это приобретение только усиливает.
Вызывает неоднозначные суждения и цена вопроса. Ведь речь идет не только о самих самолетах. К ним нужны запчасти, топливо, аэродромы, обслуживающий персонал и многое другое. Всё это может в разы увеличить стоимость сделки, которая, как сообщается, и без того составляет более 5 миллиардов долларов.
То есть, чуть больше головной боли всего за 5 миллиардов долларов. Но тут уж ничего, очевидно, не поделаешь. Ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин отметил:
"Поскольку американцы имеют огромное влияние на политическую, дипломатическую и другие стороны жизни Ирака, они, безусловно, навязывают Багдаду свою боевую технику".
Иными словами, выбора у иракцев - будь то Багдад или Эрбиль - все равно нет.